«Воздушная война» 1940-45 годов

«ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА» 1940-45 годов, бомбардировки британских и американских ВВС территории Германии в ходе Второй мировой войны 1939-45. После начала германо-польской войны 1939 года, когда правительства Великобритании и Франции объявили войну Германии, британская авиация с мая 1940 года стала наносить бомбовые удары по германским военным объектам. Германская авиация начала бомбардировки Великобритании в августе 1940 года (смотри Битва за Англию 1940-41), пиком которых стал налёт на г.Ковентри 14 ноября, где помимо авиазавода была разрушена половина города и погибло около 570 мирных жителей. Британские ВВС до начала 1942 года проводили в основном малоэффективные ночные налёты. Положение изменилось с назначением 21.2.1942 командующим бомбардировочной авиацией британских ВВС маршала авиации А. Харриса, сумевшего убедить руководство Великобритании, а затем и США в возможности решить исход войны массированным использованием бомбардировочной авиации. Главной целью бомбардировок по площадям стал «подрыв морального духа гражданского населения противника, и в особенности промышленных рабочих». С весны 1942 года британские ВВС начали применять «тысячные рейды» (первый такой налёт совершён в ночь на 31 мая, в нём участвовало 1047 самолётов). Помимо германских городов, англичане бомбили промышленные объекты Рура, цели в Италии (Милан, Турин и др.), а также базы германских ПЛ во Франции.

Реклама

В середине 1942 года на Британские  острова прибыли соединения американских тяжёлых бомбардировщиков В-17 «Летающая крепость» (8-я воздушная армия). После того как на Касабланкской конференции 1943 года союзники подтвердили необходимость дальнейших массированных налётов на Германию, возросла интенсивность «воздушной войны», в том числе бомбардировок по площадям. Так, в конце июля - начале августа на Гамбург было совершено 4 ночных и 3 дневных массированных налёта (около 3 тысяч самолётов), в результате которых погибли свыше 50 тысяч человек, свыше 200 тысяч были ранены. Налёты американо-британской авиации в 1943 году не повлияли на выпуск германской военной продукции (его рост продолжался до середины 1944 года). По настоянию американского генерала К. Спаатса и британского маршала авиации А. Теддера в 1944 году авиация союзников сосредоточилась на разрушении германских железных дорог и уничтожении заводов синтетического горючего. К концу 1944 года железнодорожный транспорт Германии был практически парализован, а производство синтетического горючего (в результате разрушения 12 заводов, его выпускавших) упало с 316 тысяч тонн в мае до 17 тысяч тонн в сентябре. Тем не менее, американо-британская авиация продолжала наносить удары «устрашения» по германским городам. Сильнейшим налётам были подвергнуты Берлин, Штутгарт, Дармштадт и др., апогеем этих налётов стало уничтожение Дрездена 13-15.2.1945 (свыше 3,2 тысяч бомбардировщиков превратили в руины около 34 тысяч зданий и уничтожили свыше 25 тысяч человек, по другим данным - свыше 60 тысяч человек). ВВС Германии пытались наносить удары «возмездия» (с 1944 года применяя реактивные снаряды ФАУ), но их эффективность была низкой из-за противодействия британских ПВО.

В результате «воздушной войны» в Германии от бомбёжек погибло, по разным оценкам, от 300 тысяч до 1,5 миллионов человек, во Франции - свыше 59 тысяч человек. Из свыше 955 тысяч тонн бомб, сброшенных союзниками на Германию, около 431 тысяч тонн упало на жилые кварталы германских городов.

Лит.: Richards D., Saunders Н. Royal Air Force, 1939-1945. 2nd ed. L., 1974-1975. Vol. 1-3; Вторая мировая война в воспоминаниях. М., 1990; Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных. СПб., 2002; Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., 2002; Фуллер Дж. Вторая мировая война. М., 2005.