Воздушно-ракетный двигатель (комбинированный реактивный двига­тель)

ВОЗДУШНО-РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, комбинированный реактивный двигатель, в котором осуществляются циклы воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и ракетного двигателя (РД). К двигателям этого типа относятся, в частности, ракетно-прямоточный и турборакетный двигатели (экспериментальные образцы). В отличие от ВРД в контуре ракетно-прямоточного двигателя установлен РД, эжектирующий атмосферный воздух; смесь продуктов сгорания РД с воздухом истекает из сопла, создавая тягу. Ракетное топливо может содержать избыток горючего и дожигаться при смешении с воздухом. В отличие от турбореактивного двигателя в турборакетном (ракетно-турбинном) двигателе рабочим телом турбины являются продукты сгорания ракетного топлива (а не смеси керосина с воздухом).

В воздушно-ракетном двигателе может использоваться любое ракетное топливо: твёрдое, жидкое, одно- и двухкомпонентное и др. Турборакетный и ракетно-прямоточный двигатели могут работать достаточно экономично при таких скоростях и высотах полёта, где применение ВРД нецелесообразно или невозможно.

Обладая высокой тягой, приходящейся на единицу площади миделевого сечения (максимальное по площади поперечное сечение тела плоскостью, перпендикулярной базовой оси тела) двигателя, и малой массой, эти двигатели обеспечивают высокую эффективность разгона в диапазоне чисел М = 0-3 (М - Маха число) и высот полёта от 0 до 25 км. На основе ракетно-прямоточного двигателя с твёрдым топливом в 1960-70-х годы в России был разработан и введён в эксплуатацию эффективный зенитный комплекс «КУБ».

Иногда к воздушно-ракетным двигателям относят так называемый РД с воздушным форсированием, который предполагается получить установкой в хвостовой части ракеты внешней обечайки, эжектирующей в реактивную струю атмосферный воздух (этим достигается увеличение тяги), а также жидкостный реактивный двигатель, в котором предполагается использовать в качестве окислителя атмосферный воздух, сжижаемый при полёте летательного аппарата.

Л. П. Самойлов.