Воздушное право

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования воздушного пространства и воздушных передвижений. Воздушное право включает нормы национального (внутригосударственного) и международного права.

Воздушное право появилось и развивалось вместе с гражданской авиацией, однако отдельные правовые нормы, регулирующие полёты летательных аппаратов, начали встречаться значительно раньше. Эти нормы носили главным образом запретительный характер. В 1784 году в России императрица Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания принимались также в ряде других государств (Франция, Голландия и др.). Во Франции в 1909 году в связи с полётами немецких воздушных шаров и дирижаблей над территорией Франции правительство издало циркуляр, регулирующий полёты иностранных воздушный шаров. В Англии в 1911 году был принят акт о воздушной навигации, который предоставил правительству право запрещать полёты над той или иной территорией. В России в 1912 году принят закон, дающий военному и морскому министру право определять районы, в которых запрещались полёты воздушных судов; в этом же году принят и другой закон, запрещающий перелетать русскую границу под угрозой открытия огня. В начале 20 века в связи с развитием воздухоплавания и появлением авиации возникла идея создания системы международного Воздушного права. В 1919 году в Париже была подписана первая Международная конвенция о воздушных передвижениях.

Реклама

Исходным положением Воздушного права является полный и исключительный суверенитет государства над воздушным пространством в пределах собственной территории. В силу суверенитета государства устанавливают порядок пользования их воздушным пространством. Суверенитет над воздушным пространством определяет и пределы международно-правового регулирования его использования. Пользование воздушным пространством государства допустимо только с его разрешения. В этих целях между государствами заключаются двусторонние соглашения о воздушном сообщении, которые наряду с национальными внутренними актами определяют правила полётов в воздушном пространстве государства. Воздушное пространство над открытым морем является открытым и свободным для всех государств.

Источники Воздушного права - международные конвенции как общие, так и специальные; международный обычай (например, обычай оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие); общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судебные решения и доктрины.

Транзитные полёты в воздушном пространстве государств регулируются Соглашением о международном воздушном транзите (1944), которое установило две «свободы воздуха»: возможность пролёта без посадки; возможность посадки для технического обслуживания.

Полёты в международном воздушном пространстве, при которых воздушное судно пересекает государственные границы нескольких государств, регулируются так называемой Чикагской конвенцией - Конвенцией о международной гражданской авиации (1944) и стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены юрисдикции государства флага (государства регистрации). Воздушным перевозкам (воздушное транспортное право) посвящены: Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929), и ряд дополняющих её протоколов, Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948), Римская конвенция об ущербе, причинённом иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952), и Монреальский протокол к ней (1978), Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1999). Ряд конвенций преследует цель обеспечения безопасности воздушных судов: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963), Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), и Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988).

Основным актом внутреннего Воздушного права в Российской Федерации является Воздушный кодекс Российской Федерации (1997), который регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории России, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полётов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Кроме того, внутреннее Воздушное право включает некоторые нормы гражданского, уголовного (ответственность за особо тяжкие правонарушения, например угон воздушного судна), трудового (особые условия регулирования труда), таможенного и других отраслей внутреннего права Российской Федерации.

Лит.: Малеев Ю. Н. Международное воздушное право. М., 1986; Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988; Малеев Ю. Н., Подберезный В. А. Полет без посадки. М., 1996.

И. И. Лукашук.