Вознесение господне

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (греческий - ?ν?ληψις το? Κυρ?ου; латинский - Ascensio Domini), один из главных праздников христианской Церкви, в православной традиции относящихся к числу двунадесятых праздников, установленный в воспоминание одного из главных событий христианской Священной истории - Вознесения Иисуса Христа на небо. В Новом Завете оно также названо Его возвращением к Отцу (Ин. 3:13; 13:1-3; 16:5; 16:28) и восседанием одесную Бога Отца (Рим. 8:34; Еф. 1:20; 2:5-6; Кол. 3:1), что свидетельствует об окончательном обожении человеческой природы Христа (святой Григорий Палама, Гомилия 21) и даровании верующим в Него возможности участия в Божественной жизни (Гомилия 22).

Вознесение господнеСобытие Вознесения Господнего подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24:50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:3, 9-11; 2:1-4). Краткое его изложение приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк. 16:19). В Новом Завете также говорится и о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян. 2:32-36; 3:15-16; 4:10; 5:30-32; 10:40-43; 13:31; 1 Кор. 15:5-8). В Евангелии от Иоанна Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «ещё не восшёл к Отцу» (Ин. 20:17). Согласно христианскому вероучению, после Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нём во Святом Духе и во второй раз придёт на землю «таким же образом», каким восшёл на небо (сравни: Деян. 1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; Лк. 21:27). Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого верующего во Христа.

Реклама

Праздник Вознесения Господнего до конца 4 века не выделялся из празднования Пятидесятницы, которая понималась не как однодневное торжество, а как особый период. Вероятно, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на 2-м Вселенском соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Указания на отдельное празднование Вознесения Господнего на 40-й день после Пасхи встречаются в творениях святых отцов с конца 4 века.

Вознесение господнеПо ныне принятому в православной церкви уставу, Вознесение Господне празднуется по чину двунадесятого праздника; его праздничный цикл включает 10 дней - 1 день предпразднства (он же - день отдания праздника Пасхи) в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник в четверг и 8 дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. В католической церкви праздник Вознесения Господнего до реформ Ватиканского II собора имел статус «двойного» праздника 1-го класса (duplex primae classis), имеющего вигилию и октаву. В начале 21 века Вознесение Господне считается торжеством (sollemnitas).

Иконография. Наиболее ранним изображением Вознесения Господнего считается композиция в гробнице Клодия Гермеса в катакомбах Сан-Себастьяно в Риме (около 230). На рубеже 4-5 веков в западном искусстве возникла композиция с Христом, восходящим на небеса и принимаемым рукой Божией. Развёрнутая иконография Вознесения Господнего как триумфа Христа сложилась к 6 веку: на ампуле из Монцы (Италия) Христа, восседающего на престоле в мандорле, возносят 4 ангела, внизу представлена Богоматерь с воздетыми руками и 12 апостолов, включая Павла (хотя к моменту Вознесения Господнего он ещё не был в числе апостолов). В сирийском Евангелии Раввулы (586) добавлены 2 ангела, благовествующие апостолам. В 9-13 веках эту композицию используют в мозаиках и фресках (церковь Сан-Клементе в Риме, середина 9 века), иногда в куполе (церкви Святой Софии в Фессалониках, 880-885; Великомученика Георгия в Старой Ладоге, 1160-е годы; Святых Апостолов в Пече, 1230-е годы). В западноевропейском искусстве к 11 веку возникает вариант, где показаны только стопы Христа, а фигура как бы исчезла за верхним краем изображения (Миссал Робера Жюмьежского, около 1000; рукописные и печатные «Библии бедных», 13-15 века); в дальнейшем такое решение часто использовалось в гравюрах. В «Библиях бедных» встречается также изображение камня с отпечатками ступней Спасителя, находящегося на Масличной горе в Иерусалиме. Апостолов в западной традиции изображают стоящими или коленопреклонёнными. В живописи Возрождения имеются как сцены восхождения Христа на небеса (фрески Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе, 1304-06), так и Вознесения Господнего, приобретающего триумфальный характер, с хорами поющих и музицирующих ангелов (левая часть триптиха А. Мантеньи, 1464, галерея Уффици, Флоренция; алтарный полиптих П. Перуджино из церкви Святого Петра в Перудже, между 1495 и 1498 годами, Музей изящных искусств, Лион, и др.). В искусстве барокко тема триумфа обычно акцентируется введением фигур святых, а также донаторов (заказчиков), прославляющих Христа («Вознесение» П. П. Рубенса, церковь иезуитов в Антверпене, 1620). В поствизантийском искусстве в основном сохраняется традиционная иконография. С 16 века на русских иконах Вознесения Господнего встречается изображение камня со следами ступней Христа, со 2-й половины 17 века часть апостолов иногда показывают коленопреклонёнными.

Вознесение господнеЛит.: Дебольский Г. С., протоиерей. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1840. СПб., 1901. М., 1996. Т. 2. С. 239-244; Петровский А. Вознесение // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3; Wald Е. Т. de. The iconography of the Ascention // American Journal of Archaeology. 1915. Vol. 19; Davies J. G. He ascended into heaven: а study in the history of doctrine. L., 1958; Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuchungen zu den Himmelfahrtsund Erhöhungstexten bei Lukas. Мünch., 1971; Talley Th.J. The origins of the liturgical year. N. Y., 1986; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. 2-е изд. М., 2001. С. 520-537; Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9.

М. С. Желтов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).