Вознесенский Андрей Андреевич
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (родился 12.5.1933, Москва), русский поэт, прозаик. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Юношеские стихотворные опыты Вознесенского были одобрены Б. Л. Пастернаком. Дебютировал как поэт в 1958 году.
Известность принесла поэма «Мастера» (1959), а также сборники «Мозаика», «Парабола» (оба 1960), «Треугольная груша» (1962), поэма «Оза» (1964). Острая современность, новизна образного строя (дерзкие метафоры, энергичные стремительные ритмы) обусловили широкую популярность экспериментальной по духу поэзии Вознесенского (его выступления собирали многотысячные аудитории). В 1960-1970-е годы вышли поэмы «Лонжюмо» (1963), «Лёд 69» (1970), «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов» (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975); поэтические сборники «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Соблазн» (1978) и др. С начала 1980-х годов в творчестве Вознесенского отразилось предчувствие перемен в стране, в поэзии заметно усилилась публицистичность; Вознесенский публикует статьи о спасении природы и культуры, эссе об ушедших и живых современниках (сборник «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», 1984, и др.).
Реклама
Вознесенский строит свой художественный мир как принципиально открытый: новые «непоэтические» слова и реалии урбанистического мира сосуществуют в нём с разнообразными литературными цитатами и реминисценциями, классические поэтические метры - с современными ритмами, отзвуками джаза и рок-н-ролла. Характерная для поэзии Вознесенского установка на фонику проявляется в семантизации созвучий, словесной игре (аллитерации, нередко образующие так называемую корневую рифму; палиндромы, например, в названии сборника «Аксиома самоиска», 1990; анаграммы и др.), порождающей ассоциативный ряд. Немаловажна для Вознесенского и связь звука с графическим образом, теоретически обоснованная в статье-манифесте «Архистихи» (1982) и воплощённая на практике в так называемых изопах (опытах изобразительной поэзии) в сборнике «Тень звука» (1970) и «видеомах» 1980-1990-х годов. По стихам Вознесенского ставятся театральные спектакли (в том числе «Антимиры», 1964, «Берегите ваши лица», 1970, - в Московском театре на Таганке). На тексты Вознесенского написаны многочисленные песни, романсы, музыкальные произведения крупной формы («Поэтория» Р. К. Щедрина, 1968; рок-опера «"Юнона" и "Авось"» А. Л. Рыбникова, 1981).
Соч.: Собр. соч.: В 6 т. М., 2000-2005.
Лит.: Михайлов Ал. А. Вознесенский. Этюды. М., 1970; Мориц Ю. Двадцать лет спустя: Перечитывая А. Вознесенского // Юность. 1981. №10; Барлас В. Ассоциативный поиск. Поэзия А. Вознесенского // Барлас В. Глазами поэзии. М., 1986; Новиков Вл. Открытым текстом: Поэзия и проза А. Вознесенского // Новиков Вл. Диалог. М., 1986; Dornblüth G. Poststalinizm, Postavangardizm: das Subjekt und die Welt der Objekte in der postmodernen frühen Lyrik А. Voznesenskijs. Мünch., 1999.
Г. И. Трубников.