Вундт Вильгельм

Вундт (Wundt) ВильгельмВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау близ Мангейма, Баден - 31.8. 1920, Гросботен близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ, логик, языковед, основатель экспериментальной психологии. Родился в семье лютеранского священника, изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга, Берлина, Карлсруэ. С 1858 года работал ассистентом в физиологической лаборатории Г. Л. Ф. Гельмгольца в Гейдельбергском университете, опубликовал ряд крупных работ по физиологии мышечного сокращения и гистологии. Занимаясь опытами по физиологии органов чувств, заинтересовался психологическими проблемами восприятия. В прочитанном в Гейдельберге первом курсе лекций по психологии («Vorlesungen über die Menschenund Tierseele», Bd 1-2, 1863) стремился объединить естественнонаучный подход к феноменам сознания с элементами эмпирической философии И. Ф. Гербарта и Дж. С. Милля. С 1864 года профессор антропологии и медицинской психологии в Гейдельберге, в 1874 году профессор индуктивной философии (логики) в Цюрихе, с 1875 профессор философии в Лейпцигском университете, где в течение последующих 45 лет систематически работал над созданием научной психологии и её институциональным отделением от философии. В 1879 году на собственные средства организовал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию (с 1882 года Институт экспериментальной психологии Лейпцигского университета). В этом институте учились, работали или прошли стажировку практически все основатели национальных психологических школ, в том числе российской - В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге и Г. И. Челпанов; по образцу института Вундта строились все психологические лаборатории того времени. Лекции Вундта пользовались огромной популярностью, собирали сотни слушателей.

Реклама

По Вундту, психология - наука о феноменах сознания, опирающаяся на экспериментальный метод (экспериментальную интроспекцию) и использующая в качестве теоретических моделей аналогии из химических исследований («ментальная химия»), например поиск простейших неделимых «элементов» психики и законов их взаимодействия. Вундт стремился отграничить психологию как от донаучных описаний «способностей души», так и от попыток физиологического редукционизма: физиологические и психологические процессы несводимы друг к другу, они протекают параллельно, подчиняясь разным закономерностям (принцип психофизического параллелизма). Предметом психологии является описание структуры непосредственного опыта, который открывается нам в интроспекции (смотри Интроспективная психология), но может и должен исследоваться также опосредованно, с помощью объективных методов (измерение времени реакции, частоты пульса и т.п.). Вслед за Г. В. Лейбницем Вундт исходил из существования двух уровней сознания - перцепции и апперцепции. Если для перцепции характерно диффузное осознание с доминированием ассоциативных связей (смотри Ассоциация), то процессы ясного сознания являются результатом апперцепции - творческого синтеза, в основе которого лежит волевое усилие, переводящее воспринимаемые содержания в «фокус» внимания. Возникающие при этом структуры ощущений и чувствований подчиняются законам особой психологической причинности (например, зависимость части от целого).

Вундт разработал трёхмерную теорию эмоций, согласно которой любое содержание сознания может быть локализовано в пространстве трёх координат: «удовольствие - неудовольствие», «напряжение - расслабление», «возбуждение - успокоение». В 20 веке эта теория получила подтверждение в исследованиях значений слов с помощью факторного анализа (смотри Психосемантика).

В течение последних двадцати лет жизни Вундт работал над 10-томной «Психологией народов» («Völkerpsychologie» Bd 1-10, 1900-20), перспектива которой, как он пишет в автобиографии («Erlebtes und Erkanntes», 1920), была навеяна философией истории Г. В. Ф. Гегеля. «Психология народов» продолжает традицию культурной и лингвистической антропологии К. В. фон Гумбольдта и «этнической психологии» немецких учёных М. Лацаруса и Х. Штейнталя (смотри Психологическое направление в языкознании) и намечает контуры будущей культурно-исторической психологии, основанной на исследовании языка, мифов, обычаев и культурных артефактов. По Вундту, в области такой «надындивидуальной психологии» использование эксперимента невозможно, да и не нужно, так как здесь уже «проэкспериментировала» сама история. В основе языка как проявления психической активности лежит инстинкт самовыражения: стремление к сообщению своих представлений, чувств, аффектов. Язык представляет собой часть обширной сферы «выразительных движений» (Ausdrucksbewegungen), включающих мимику, жесты, звуковые сигналы. Целостный подход к языку проявился, в частности, в трактовке предложения как структурированного смыслового комплекса, из которого в ходе анализа могут быть вычленены лексические и грамматические элементы. Идеи Вундта оказали большое влияние на языкознание начала 20 века, в частности на И. А. Бодуэна де Куртенэ, на раннего Л. Блумфилда, на философию языка и мифа Э. Кассирера.

В работах по логике Вундт подчёркивает психологическую природу нормативных для мышления человека логических законов. В этике Вундт был сторонником «коллективизма», считая, что интересы личности должны подчиняться интересам общества, а нравственность целенаправленно формироваться в процессе социализации и воспитания воли.

В инициированной Вундтом продолжительной дискуссии о границах применения экспериментального метода в психологии в числе его основных оппонентов выступили исследователи памяти (Г. Эббингауз) и представители Вюрцбургской школы (К. Бюлер, О. Кюльпе).

Соч.: Grundzüge der physiologischen Psychologie. Lpz., 1874. 6. Aufl. 1908-1911. Bd 1-2; Основания физиологической психологии. СПб., 1880-1881. Т. 1-2; Logik. Stuttg., 1893-1895. Bd 1-3; Völkerpsychologie. Lpz., 1900-1920. Bd 1-10; Введение в философию. М., 1998; Психология народов. М., 2002; Введение в психологию. СПб., 2002.

Лит.: Кениг Э. В. Вундт, его философия и психология. СПб., 1902; Meischner W., Eschler Е. W. Wundt. Lpz., 1979; Schneider С. М. W. Wundts Völkerpsychologie. Bonn, 1990; W. Wundt in history: The making of а scientific psychology / Ed. R. W. Rieber, D. К. Robinson. N. Y., 2001; W. Wundts anderes Erbe: Ein Missverständnis löst sich auf / Hrsg. Von G.Jüttermann. Gött., 2006.

Б. М. Величковский.