Вятичи

ВЯТИЧИ, союз  восточнославянских племён в бассейне верхней и средней Оки, реки Москва и, вероятно, в верховьях реки Дон (смотри Боршевская культура). Этноним «вятичи» восходит, согласно версии «Повести временных лет», к имени Вятко - предводителя группы славян, которые пришли с запада на реке Ока. Ранние памятники вятичей (9-10 века) концентрируются в верхнем течении Оки. С 8 века вятичи платили дань Хазарскому каганату, с середины 10 века - Древнерусскому государству. Позднее вятичи расселились к северу от первоначального ареала, в 11-12 веках на их племенной территории возникли города Воротынск, Дедославль, Козельск, Колтеск, Мосальск, Москва, Серенек и др. Упорно сопротивлялись власти киевских князей, в 1080-е годы князь Владимир Всеволодович Мономах воевал с князем В. Ходотой. В конце 11 - начале 12 века среди вятичей распространилось христианство, почти не затронувшее погребальную обрядность. В начале 12 века территория расселения вятичей оказалась разделённой между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами, а вятичи постепенно стали частью древнерусской народности.

Реклама

Женские украшения вятичей: бусы, височные кольца, шейная гривна, перстни.Керамика 9-10 века близка сосудам роменской культуры. Древнейшие курганы вятичей содержат трупосожжения (единично - до 12 века), остатки которых складывали в урны, реже - в деревянные ящики, иногда прослеживают столбовые кольцевые оградки. С 11 века господствовали трупоположения под курганами (ранние, как правило, на горизонте, поздние - часто в ямах), ориентированные головой преимущественно на запад, нередко - в гробах или покрытые берестой. В 11-13 веках вятичи выделялись этнографическими особенностями украшений. Яркость женского костюма объясняют влиянием финского населения, с которым соприкасались вятичи. Основным критерием при выделении принадлежности погребённых вятичей являются женские украшения: семилопастные височные кольца, решётчатые перстни, витые браслеты, ожерелья из сердоликовых и хрустальных бус, массовые находки которых и позволили очертить границы расселения вятичей. Встречаются также гривны, металлические нагрудные украшения и др. Курганные материалы 11-13 века отражают этническое единство, сложившееся в 9-10 веках.

Лит.: Арциховский А. В. Курганы вятичей. М., 1930; Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981; Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.