Вяземский Пётр Андреевич
ВЯЗЕМСКИЙ Пётр Андреевич [12(23).7.1792, Москва - 22.11.1878, Баден-Баден; похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре], князь, русский поэт, критик, публицист, государственный деятель, обер-шенк (1866). Академик Петербургской Академии Наук (1841). Из рода Вяземских. Отец П. П. Вяземского.
В 1805-07 годах учился в Санкт-Петербурге в Иезуитском пансионе и в пансионе при педагогическом институте; завершил образование в Москве (домашние уроки профессоров Московского университета). С 1807 года служил в Московской межевой канцелярии. В 1812 году вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1818 года служил в Варшаве в канцелярии Н. Н. Новосильцова, с июля 1821 в Москве в отставке. В 1830 году вновь на службе: чиновник для особых поручений при министре финансов Е. Ф. Канкрине и член Общего присутствия (1830-32), вице-директор (1833-46) Департамента внешней торговли Министерства финансов. Член Российской академии (1839). С 1853 года член Совета министр финансов. С 1846 года управляющий Государственным заёмным банком, в 1855-58 годах товарищ министр народного просвещения. Сенатор (1855/56), гофмейстер (1861), член Государственного совета (1866). В последние годы (1863-1878) в основном жил за границей, всё реже приезжая в Россию.
Реклама
Литературные вкусы Вяземского формировались в кругу Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева и В. А. Жуковского. Пользовался влиянием в салонах Е. А. Карамзиной, А. О. Смирновой, 3. А. Волконской и др. Состоял в литературном обществе «Арзамас», поддерживал литературные и личные отношения со многими поэтами своего времени, в том числе с А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем, А. С. Грибоедовым. Оказал значительное влияние на редакционную политику журналов «Московский телеграф» (1825-27), «Современник» (1836-37), «Русский архив» (1865-78), а также «Литературной газеты» (1830-31).
Основные жанры лирики Вяземского - элегия («Первый снег», 1817; «Уныние», 1819; «Всё грустно, всё грустней...», 1835; «Сумерки», 1848, и многих других), дружеское послание, сатира, эпиграмма. В основе его поэтического стиля - приёмы острословия (каламбур и др.), резкие переходы от одной темы к другой, цитатность, контрастные сочетания литературных штампов с просторечием, деталей обыденного быта - с романтичными формулами; к благозвучию стиха не стремился, дорожа точностью выражения мысли. Отдал дань политической лирике, в 1810-20-е годы выдержанной в либеральном духе («Петербург», 1818; «Негодование», 1820); позднее - в патриотическом («Святая Русь», 1848; «Песнь русского ратника», 1854). Обращался к религиозной теме («Любить. Молиться. Петь», 1840; «Одно сокровище», 1858). Разрабатывал поэтику стихотворного фельетона («Заметки», 1860-70-е годы). Единственный прижизненный сборник лирики Вяземского - «В дороге и дома» (1862). Вяземский-критик оказал глубокое воздействие на становление идеологии и эстетики русского романтизма (статьи «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», 1824; «"Цыганы". Поэма Пушкина», 1827; «Сонеты Мицкевича», 1827). Интерес к романтизму сочетался у Вяземского с опытами актуализации литературного наследия 18 века. В книге «Фон-Визин» (1848) стремился показать, что эпоха Екатерины II была золотым веком русской культуры. В ряде мемуарных статей («Допотопная или допожарная Москва», 1865; «Московское семейство старого быта», 1877; «Мицкевич о Пушкине», 1873, и многих др.) и в «Старой записной книжке», над текстом которой Вяземский работал несколько десятилетий, он воссоздавал и эстетизировал аристократический культурный быт екатерининской и александровской эпох. Деятельность новых поколений литераторов, выступивших в 1840-70-е годы, оценивал скептически.
Соч.: Полн. собр. соч. СПб., 1878-1896. Т. 1-12; Старая записная книжка. Л., 1929; Стихотворения. 2-е изд. Л., 1958. 3-е изд. Л., 1986; Записные книжки (1813-1848). М., 1963; Сочинения: В 2 т. М., 1982; Эстетика и литературная критика. М., 1984; Записные книжки. М., 1992.
Лит.: Пономарев С. И. Памяти князя Вяземского. СПб., 1879; Бицилли П. М. Пушкин и Вяземский // Ежегодник Софийского университета. 1939. Т. 35. Вып. 15; Лотман Ю. М. Вяземский и движение декабристов // Уч. зап. Тартуского университета. 1960. Вып. 98; Wytrzens G. Р.А. Vjazemskij. W., 1961; Kauchtshischwili N. L’Italia nella vita е nell’ opera di Р. А. Vjazemskij. Mil., 1964; Гиллельcoн М. И. П. А. Вяземский: Жизнь и творчество. Л., 1969; Гинзбург Л. Я. Вяземский и его «Записная книжка» // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. М., 1982; Ивинский Д. П. Князь П. А. Вяземский и А. С. Пушкин: Очерк истории личных и творческих отношений. М., 1994; Бондаренко В. Князь Вяземский: Жизнеописание. М., 2000; Акульшин П. В. П. А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России. М., 2001.
Д. П. Ивинский.