Выго-Лексинское общежительство

ВЫГО-ЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО (Выговская пустынь), центр беспоповцев, положивший начало Поморскому согласию (смотри Древлеправославная поморская церковь). Основано в 1694 году Д. Викулиным и А. Денисовым (смотри Денисовы) в Выговском суземке (северо-восточный берег Онежского озера, верхнее и среднее течение реки Выг). Состояло из Выговского (мужского) и Лексинского (женского) общежительств под единым управлением. В основе устройства Выго-Лексинского общежительства, насельниками которого были в основном миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие, в «скитах» (крестьянских хуторах, существовавших вокруг Выго-Лексинского общежительства) допускалась семейная жизнь. На формирование уклада и богослужебного устава Выго-Лексинского общежительства большое влияние оказал устав Соловецкого монастыря. С конца 17 века Выговская пустынь являлась одним из идейных центров беспоповства, там сформировалось почитание первых учителей старообрядчества, сложился институт духовного наставничества, отсутствовало моление за царя.

Реклама

Выго-Лексинское общежительство было легализовано указами Петра I и А. Д. Меншикова от 1704, 1705, 1710, 1711, 1714 годов. Во главе общежительства стояли: киновиарх, осуществлявший административное руководство, наставник, ведавший духовными вопросами, и уставщик, руководивший богослужением. Руководящим органом суземка, объединявшего Выго-Лексинское общежительство и «скиты», являлся собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц общежительства и выборных от «скитов». К началу 18 века общежительство располагало значительным хозяйством. По ревизии 1723 года, в Выговском суземке числилось 213 мужчин в общежительстве и 322 - в «скитах».

Расцвет Выго-Лексинского общежительства  связан с деятельностью киновиархов Андрея (1702-30) и Семёна (1730-40) Денисовых. В этот период Выг превратился в старообрядческий центр с прочным экономическим и общественным устройством, с собственной системой образования, книжным делом, певческой школой. Выговские писатели создали цикл исторических сочинений о старообрядческом движении, апологию старообрядчества - «Поморские ответы» (1723). В 1737 году под угрозой закрытия общежительства выговцы были вынуждены ввести в богослужение моление за царя, что стало причиной отделения от них последователей старца Филиппа, основавших Филипповское согласие. На протяжении 18 века хозяйственное положение Выго-Лексинского общежительства укреплялось. По ревизии 1763 года, в Выговском суземке числилось 1036 человек в общежительстве и 1640 человек в «скитах». В 1780-е годы началось возрождение духовных и художественных традиций Выго-Лексинского общежительства, связанное с деятельностью киновиарха А. Борисова (1780-1791).

Положение Выго-Лексинского общежительства, как и других старообрядческих сообществ, резко ухудшилось при императоре Николае I. В 1836 году выговцы утратили право именоваться отдельным обществом и приобретать недвижимость, в следующем году - право служить в «ветхих часовнях», которые запрещалось ремонтировать, в 1838 - право переписывать и распространять книги. В 1856 году была закрыта выговская Богоявленская соборная часовня, в следующем году - лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня. В начале 21 века на месте Выго-Лексинского общежительства и «скитов» располагаются посёлки лесорубов и дачи.

Лит.: Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862: Островский Д. В. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1-2; Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003.

Е. М. Юхименко.

Связанные статьи