Вёльфлин Генрих

ВЁЛЬФЛИН (Wölfflin) Генрих (24.6.1864, Винтертур - 19.7.1945, Цюрих), швейцарский историк и теоретик искусства. В 1882-1886 годах учился в университетах Базеля (у Я. Буркхардта), Берлина (у В. Дильтея), Мюнхена (у Г. Брунна). Профессор университетов в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (1924-34). Основоположник формальной школы в искусствознании, ставшем благодаря Вёльфлину самостоятельной научной дисциплиной. Испытал влияние неокантианства, психологической эстетики вчувствования и неоидеализма (теория видения К. Фидлера, теория формы А. фон Хильдебранда). В монографии «Ренессанс и барокко» (1888, русский перевод 1913) Вёльфлин описал «способы видения», определяющие смену стилей в искусстве; в книге «Классическое искусство» (1898, русский перевод 1912) представил стиль Высокого Возрождения как результат развития «внутренней формы» и неразрывно связанной с ней художественной оптики. Методологические и теоретические открытия Вёльфлина были систематизированы в монографии «Основные понятия истории искусства» (1915, русский перевод 1930), где изложена дихотомическая система из 5 категориальных пар, восходящих к «аполлоническому и дионисийскому» Ф. Ницше: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, тектоническое и атектоническое, безусловная и условная ясность. В последнем труде «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса» (1931, русский перевод 1934) эта система применена для выявления национального своеобразия искусства. Среди последователей Вёльфлина - теоретики искусства А. Э. Бринкман, 3. Гидион, А. Фосийон, П. Франкль, литературовед О. Вальцель, философ-эстетик М. Дессуар. В России идеи Вёльфлина преломились в деятельности В. А. Фаворского, В. П. Зубова и А. Г. Габричевского, писателей и филологов Общества изучения поэтического языка.

Реклама

Соч.: Die Kunst Albrecht Dürers... Мünch., 1905; Истолкование искусства. М., 1922; Kleine Schriften (1886-1933). Basel, 1946; Gedanken zur Kunstgeschichte. 4. Aufl. Basel, 1947; Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2002; Классическое искусство: введение в итальянское Возрождение. М., 2004; Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.

Лит.: Lurz М. Н. Wölfflin: Biographie einer Kunsttheorie. Worms am Rhein, 1981; Арсланов В. Г. Формальная школа в западном искусствознании. М., 1992.

А. М. Муратов.