Вышневолоцкая водная система

ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, первый в России и один из крупнейших в Европе (до середины 19 века) искусственный водный путь. Соединяет реку Волга с Балтийским морем (Рыбинск - Санкт-Петербург). Протяжённость 1406 км; включает 6 небольших шлюзов и 8 водохранилищ. Проложен по трассе старинного торгового водного пути, имевшего два волока - Вышний (из реки Тверца в реку Мста) и Нижний (в обход Мстинских порогов). Проходит по реке Волга, волжским водохранилищам, реке Тверца, Вышневолоцкому водохранилищу, реке Цна, озеру Мстино, реке Мста, Приильменскому каналу, реке Волхов, обводному Ладожскому каналу, реке Нева. Начало Вышневолоцкой водной системе было положено созданием Вышневолоцкого (Тверского, Гагаринского) канала между реками Цна и Тверца (строился в 1703-06 голландскими мастерами во главе с А. Гаутером, а также В. и М. Гагариными, участвовал Пётр I; достраивался в 1706-09). Для навигации система открыта в 1709 году. Первоначально, главным образом из-за мелководья, суда двигались в одном направлении - до Санкт-Петербурга. Коренные реконструкции и усовершенствования для устранения мелководья производились в 1719-22 годах, 1770-х - начале 1800-х годов. В обход озера Ильмень были построены каналы - Сиверсов (Новгородский; 1797 или 1798 - 1803, инженер И. К. Герард; первые проекты разработаны в 1770-75) и Вишерский (1825 или 1826 - 1835). В 1820-е годы Вышневолоцкая водная система снабжена телеграфом (работами руководили О. И. Корицкий, Ф. И. Штукенберг, П. П. Базен и др.). До 1780-х годов по ней в навигацию транзитом проходило до 2-3 тысяч различных типов судов, до 1840-х годов - 4-6 тысяч, в середине 19 века - 2-3 тысяч судов. До конца 1840-х годов она занимала 1-е место среди других водных систем в России по количеству перевезённых в навигацию грузов (хлеба и других продовольственных товаров, сырья, промышленных товаров). Способствовала промышленному развитию Санкт-Петербурга, Северо-запада и Прибалтики, росту внешней торговли. Её экономическое значение снижалось постепенно, с открытием глубоководной Мариинской водной системы, строительством Петербург-Московской (1851) и Рыбинско-Бологовской (1870) железных дорог. С 1890-х годов Вышневолоцкая водная система потеряла транзитное значение. Используется как местный водный путь.

Реклама

Лит.: Бернштейн-Коган С.В. Вышневолоцкий водный путь. М., 1946; Вышневолоцкая водная система, 1703-2003: Библиографический указатель. Вышний Волочек, 2003.