Высказывание в лингвистике

ВЫСКАЗЫВАНИЕ в лингвистике, речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого действия, совершённого в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе (речевого акта). Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса.

В отличие от предложения как единицы языка и речи, высказывание как конкретный экземпляр, реализация предложения в речевой цепи целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю (автору - говорящему или пишущему), нацелено на определённого получателя (аудиторию, адресата, слушателя, читателя), произведено (т. е. произнесено или написано) в определённый момент времени, совершено с определённой целью (излагается позиция автора в расчёте на реакцию получателя), соотносится с определённым фрагментом действительности - с ситуацией, выполняет определённую коммуникативную функцию (т. е. несёт сообщение об этой ситуации) и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке (в данной речевой ситуации, при данных условиях общения).

Реклама

Частным случаем высказывания является высказывание в смысле логики, т. е. употребление предложения, выражающего суждение, в составе утвердительного речевого акта (утверждения), когда это суждение приобретает истинностное значение. Если утвердительное предложение (например, «Я сегодня был вон там») содержит прагматические переменные («я», «сейчас», «здесь» и др.), то в составе высказывания эти переменные фиксируются, так что высказывание, совершённое по конкретному поводу, может быть квалифицировано как истинное или ложное.

В плане выражения высказывание соответствует фразе, а в плане содержания непосредственно соотнесено с конкретной ситуацией, включающей так называемую предметную ситуацию (обозначаемый фрагмент мира со всеми его элементами, их характеристиками, свойствами и отношениями) и коммуникативную ситуацию (условия общения, отношения между собеседниками, их знания о мире, их установки и т.п.).

Анализом содержательной стороны высказывания (его смысла) занимается прагматика. Такой анализ предполагает обращение к контексту, ситуации (смотри Дейксис), фоновым знаниям собеседника (смотри Пресуппозиция), правилам речевого этикета, к информации, передаваемой невербальными средствами общения (жестами, мимикой и т.п.).

Коммуникативная (иллокутивная) предназначенность предложения (выражаемая формами наклонения, модальными словами и конструкциями) может отличаться от реальной коммуникативной функции, выполняемой конкретным высказыванием. Так, повествовательное предложение «В комнате сквозняк», будучи употреблено в составе косвенной речи, превращается в побудительное высказывание, имеющее побудительную целеустановку «Закрой окно». Такие высказывания, переносный (прагматический) смысл которых отличается от буквального (семантического) содержания предложения, называются косвенными (в отличие от прямых).

Извлечение прагматического смысла высказывания из семантичного содержания предложения и разнообразие возможных прагматических интерпретаций одного предложения изучаются герменевтикой. Воплощение задуманного (исходного) прагматического смысла (замысла) в косвенном высказывании путём употребления предложения с иным (буквальным) семантичным содержанием и разнообразие возможных способов иносказания (выбор средств «непрямого» выражения смысла на фоне множества прагматических эквивалентов, возможных в данной речевой обстановке) изучаются риторикой.

Высказывания  изучаются также семиотикой. Они подразделяются на вербальные и невербальные (в том числе паравербальные, то есть жесты). Теория коммуникации подразделяет вербальные высказывания на так называемые внешние (в том числе устные и письменные) и внутренние (смотри Внутренняя речь).

Для передачи «чужих» высказываний, принадлежащих персонажам, но включённых в состав «своих» высказываний (принадлежащих авторской речи), используются 3 приёма: прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь. В поэтике художественного текста изучаются не только «внешние» высказывания персонажей, но также и высказывания, принадлежащие их внутренней речи (так называемые мысли персонажей).

При овладении языком механизмы абстрагирования и мысленного закрепления повторяющихся структур позволяют индивиду извлекать из многочисленных конкретных высказываний закономерности узуса и на их основе усваивать языковые правила, образующие норму языковую и систему языковую. Владение механизмами актуализации позволяет носителю языка использовать знакомый ему код (инвентарь абстрактных знаков языковых) при порождении и восприятии неограниченного числа новых высказываний, соотносимых с теми или иными конкретными ситуациями.

Лит.: Волошинов В. Н. Конструкция высказывания // Литературная учеба. 1930. № 3; Блумфилд Л. Ряд постулатов для науки о языке // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. 3-е изд. М., 1965. Ч. 2; Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972; Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Уч. западной Тартуского государственного университета. 1973. Вып. 308; Бенвенист Э. Формальный аппарат высказывания // Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974; Бахтин М. М. Высказывание как единица речевого общения // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Ванников Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М., 1979; Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 1979; Histoire des conceptions de l’énonciation. [Р.], 1986; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989; Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998; он же. Теоретическая грамматика французского языка. М., 2004; Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. [Тверь], 2001; Лайонз Дж. Лингвистическая семантика. Введение. М., 2003. С. 47-54, 251-359; Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. 4-е изд. М., 2004. С. 19-47; Мартемьянов Ю. С. Логика ситуаций. Строение текста. Терминологичность слов. М., 2004; Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса. М., 2005. С. 240-256.

С. А. Крылов.