Высокоскоростной наземный транспорт

Высокоскоростной наземный транспортВЫСОКОСКОРОСТНОЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ (ВСНТ), железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 200 км/ч. Осуществляется либо традиционным подвижным составом, передвигающимся по рельсовому пути, либо левитирующим транспортом (бесконтактным способом) - по специальному путепроводу с применением для создания тяги и торможения линейного электродвигателя. Для рельсового транспорта (система колесо-рельс) используется модернизированная путевая решётка (усиленная существующая или укладываемая вновь). Прокладка пути осуществляется по поверхности земли, реже по возведённому путепроводу. Для левитирующего транспорта строят эстакады, на которых создают путевую структуру со станциями и ограждениями. Бесконтактное подвешивание транспортного средства и его перемещение над путепроводом, получившее название магнитный подвес, осуществляется в результате взаимодействия между магнитным полем, создаваемым на ходовой части транспортного средства (вагона, поезда), и бегущим магнитным полем в развёрнутой обмотке линейного двигателя (в специальной путевой структуре). В такой системе отсутствуют вращающиеся части и механические передачи, что обеспечивает высокую надёжность, простоту обслуживания, повышает ресурс работы. Достоинства таких систем - возможность максимальной автоматизации движения и высокая степень безопасности; общий кпд не уступает кпд рельсового транспорта, однако стоимость их создания значительно выше. Левитирующий транспорт - наиболее прогрессивный и экологически чистый, а также самый бесшумный.

Реклама

История развития ВСНТ связана со стремлением обеспечить минимальное время в пути, максимальные рабочие скорости, увеличить пропускную способность магистралей и повысить комфортабельность для пассажиров. Первый скоростной рекорд на железной дороге установлен в 1903 году в Германии, когда локомотив с электрической тягой развил скорость 210 км/ч, а в 1905 в США паровоз развил скорость 204 км/ч. В конце 1970-х годов на испытаниях в разных странах высокие скорости показали локомотивы с авиационными турбинами - до 300 км/ч в США и 249 км/ч в России, с дизельной тягой - 230 км/ч в Великобритании (1973). Наилучшие результаты получены на локомотивах с электрической тягой: во Франции - 243 км/ч (1945), 331 км/ч (1955), 380 км/ч (1981), 482,4 км/ч (1989), 515,3 км/ч (1990); в Великобритании - 315 км/ч (1978). Высокоскоростное движение успешно развивалось в Японии, где первая скоростная магистраль была построена в 1964 году; в 1970-е годы началось создание общенациональной сети «Синкансен», на которой эксплуатационная скорость поездов к концу 1990-х годов была доведена до 260-300 км/ч. Рекордная скорость на японских линиях достигнута в 1999 году поездом с магнитным подвесом - 552 км/ч; в феврале 2006-го прошёл испытания поезд с магнитным подвесом нового поколения, развивший скорость 450-550 км/ч, предназначенный для проектируемых линий.

Магистрали ВСНТ, проложенные в странах Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Бельгия, Голландия и др.), объединены в общую систему протяжённостью более 15 тысяч км. На линиях длиной около 9 тысяч км осуществляется движение поездов ICE, TGV, AGV со скоростями 250-350 км/ч, в том числе на главнейших направлениях: Лондон - Ла-Манш - Париж; Гамбург - Копенгаген; Утрехт - Дуйсбург - Милан - Базель; Брюссель - Люксембург и др., в отдельных случаях - со скоростью до 500 км/ч на поездах с магнитным подвесом Transrapid.

В России первый скоростной поезд ЭР 200, рассчитанный на конструкционную скорость 200 км/ч, построен в 1984 году; регулярно начал курсировать с 1989-гона модернизированной линии Москва - Ленинград. В 1991 году разработана комплексная программа «Высокоскоростные магистрали». Совместно с немецкой фирмой «Siemens» разработан проект высокоскоростного электропоезда ICE для движения со скоростью 330 км/ч на российских железных дорогах (2006). Кроме линии Москва - Санкт-Петербург наиболее перспективны для организации скоростного движения направления: Москва - Нижний Новгород; Москва - Минск - Брест; Москва - Белгород - Харьков; Екатеринбург - Омск - Новосибирск. Предполагается включение российских линий в общеевропейскую сеть ВСНТ Восточной Европы, строительство высокоскоростных линий от Москвы, Санкт-Петербурга и других городов в страны Европы.

Лит.: Наземный транспорт 80-х годов. М., 1974; Высокоскоростной наземный транспорт с линейным приводом и магнитным подвесом. М., 1985; Мани Л. Транспорт, энергетика и будущее. М., 1987; Транспорт с магнитным подвесом / Под редакцией В. И. Бочарова, В. Д. Нагорского. М., 1991; Кантор И. И. Высокоскоростные железнодорожные магистрали. М., 2004.