Высоцкий Владимир Семёнович

В.С. Высоцкий в фильме «Маленькие трагедии». 1979.ВЫСОЦКИЙ Владимир Семёнович (25.1.1938, Москва - 25.7.1980, там же), русский поэт, актёр. Родился в семье военного. В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ. В 1959 году дебютировал в кино (эпизодическая роль в фильме «Сверстницы» В. С. Ордынского). С 1960-го работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, с 1962 - в Московском театре миниатюр; с осени 1964 - в Московском театре на Таганке. Писал песни с 1961 года (первая - «Татуировка»); первоначально исполнял их в дружеском кругу, с 1965 выступал в разных городах страны. Многие песни были написаны для театральных спектаклей и кинофильмов, в том числе для фильма «Вертикаль» (1967, режиссёры С. С. Говорухин и Б. В. Дуров), где он также сыграл свою первую большую роль в кино. Остросоциальные песни Высоцкого благодаря магнитофонным записям распространились по всей стране, что вызвало недовольство властей и инспирированную ими газетную травлю (реакцией на которую стала песня «Охота на волков», 1968). В 1967 году Высоцкий познакомился с актрисой М. Влади, ставшей его женой в 1970.

Реклама

Как поэт Высоцкий реализовал себя главным образом в жанре авторской песни; писал также исповедально-философские стихи: «Мой Гамлет» (1972), «Мой чёрный человек в костюме сером...» (1979) и др. Его поэзия, универсальная по тематике (военные, сказочные, «спортивные», сатирические и другие песни), отличается наличием смыслового подтекста, определённостью личной социально-нравственной позиции («Я не люблю...», 1969), тонким остроумием и мастерским владением языком, особенно разговорным. Внедряя в поэзию прозаические сюжеты и образы, Высоцкий продолжил гражданскую линию Н. А. Некрасова, традиции отечественной авторской песни (Б. Ш. Окуджава), в образно-стилистическом и стиховом плане новаторски применил опыт русского футуризма (в особенности В. В. Маяковского). Песни и стихи Высоцкого при жизни не печатались по идеологическим причинам; первый сборник его поэзии вышел посмертно («Нерв», 1981). В последние годы жизни обратился также к прозе (неоконченный «Роман о девочках»).

В театральных работах Высоцкий сочетал экспрессивность с психологической достоверностью. В постановках Ю. П. Любимова с успехом сыграл роли Хлопуши («Пугачёв» С. А. Есенина), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Гамлета (одноименная трагедия У. Шекспира), Свидригайлова (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского); в спектакле А.В. Эфроса по пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова - роль Лопахина. В кино Высоцкий работал с режиссёрами Е. Е. Кареловым («Служили два товарища»), А. Н. Миттой («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), К. Г. Муратовой («Короткие встречи»), Г. И. Полокой («Интервенция»), В. Т. Туровым («Я родом из детства»), И. Е. Хейфицем («Плохой хороший человек»), Г. Э. Юнгвальд-Хилькевичем («Опасные гастроли») и др., играя роли самого широкого диапазона. Свои последние роли Высоцкий создал в телефильмах: Дон Гуан («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину, режиссёр М. А. Швейцер) и капитан Жеглов («Место встречи изменить нельзя», режиссёр С. С. Говорухин). Государственная премия СССР (1987, посмертно). С 1992 года в Москве работает Культурный центр-музей В. С. Высоцкого.

Соч.: Соч.: В 2 т. [16-е изд.]. М., 2004; Соч.: В 4 т. М., 2006.

Лит.: Кулагин А. В. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция. 2-е изд. М., 1997; Мир Высоцкого: исследования и материалы. М., 1997-2002. Вып. 1-6; Влади М. Владимир, или Прерванный полет. М., 2004; Новиков Вл. Высоцкий. 2-е изд. М., 2005; Кречетова Р. П. Трое: Любимов. Боровский. Высоцкий. М., 2005.

Вл. Новиков.