Взлётно-посадочная полоса

ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА (ВПП), часть аэродрома, входящая в состав лётной полосы, специально подготовленная и оборудованная для взлёта и посадки самолётов.

Взлётно-посадочная полоса

В пределах ВПП (рис.) расположены воздушные участки взлётной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от линии старта до точки набора высоты) и посадочной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от момента пересечения входной кромки ВПП и до полной остановки после пробега) с некоторым запасом по длине. Длина ВПП определяется взлётно-посадочными характеристиками самолёта, при этом учитываются возможные отклонения в технике пилотирования при эксплуатации самолёта на конкретном аэродроме. ВПП аэродромов, находящиеся в высокогорных регионах или в регионах с высокой температурой воздуха, имеют увеличенную длину, так как атмосферное давление и температура наружного воздуха являются факторами, влияющими на работу двигателей (тягу) и длину разбега. Для обеспечения безопасности при выкатывании самолёта за пределы ВПП при прерванном взлёте или аварийной посадке существуют примыкающие к ВПП концевые полосы безопасности. ВПП может быть оборудована радиотехническими средствами, которые в сочетании с бортовым оборудованием ЛА обеспечивают успешное выполнение посадки в автоматическом режиме или при частичном участии пилотов.

ВПП может иметь грунтовое и искусственное покрытие. Длина ВПП является определяющим элементом при установлении класса аэродрома. Например, по международной классификации аэродромов гражданской авиации при длине ВПП 3200 м и ширине 50 м аэродром относится к А классу, а при длине 500 м и ширине 21 м - F классу.             

А. А. Красоткин.