Йенский романтизм
ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ, движение в немецкой литературе, первый этап романтизма в Германии (около 1795 - около 1805). Идейным центром йенского романтизма был г. Йена; основные представители - братья А. В. Шлегель и Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, В. Г. Вакенродер; к йенскому романтизму примыкал живший в Берлине Ф. Шлейермахер. Теоретический орган йенского романтизма - журнал «Атеней» («Athenäum», 1798-1800). В основе мировоззрения йенских романтиков - философская доктрина читавшего лекции в Йенском университете И. Г. Фихте, а также эстетика И. Канта, учение Ф. В. Шеллинга о единстве духа и природы. Рассматривая творчество как высшее проявление духовного начала, йенцы особое значение придавали музыке, понимаемой ими как универсальный язык природы и искусства. Основой творчества они считали субъективное переживание, единственным созидательным принципом - авторский «произвол» (Willkür). Традиционный герой произведений йенцев - творческая личность: поэт («Генрих фон Офтердинген» Новалиса, изд. в 1802), живописец, музыкант («Сердечные излияния одного монаха, любителя искусств» Вакенродера, 1797; «Странствия Франца Штернбальда» Тика, 1798); главные темы - тайна природы («Ученики в Саисе», «Гимны к ночи» Новалиса, оба - 1800; «Рунненберг» Тика, 1804), иррациональность мира и человека («Белокурый Экберт» Тика, 1797), сила искусства. Йенцами были разработаны многие ключевые идеи романтизма, в том числе учение о романтичной иронии.
Лит.: Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973; Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975; Heinrich G. Geschichtsphilosophische Positionen der deutschen Frühromantik. В., 1976, Schanze Н. Romantik und Aufklärung. 2. Aufl. Nürnberg, 1976; Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: (Ф. Шлегель, Новалис). М., 1978; Die Aktualität der Frühromantik. Paderborn, 1987; Frank М. Einführung in die frühromantische Ästhetik. Fr./М., 1989; Вайнштейн О. Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Ф. Шлегеля. М., 1994.
Д. Л. Чавчанидзе.