Йейтс Уильям Батлер
ЙЕЙТС, Йитс (Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт, близ Дублина - 28.1.1939, Рокбрюн, Франция; похоронен в Драмклиффе, графство Слайго), ирландский поэт, драматург, общественный деятель. Родился в семье художника. Учился в художественной школе в Дублине. Первые стихи написал в 17 лет; дебютировал в печати в 1885 году.
На поэтическую манеру Йейтса оказали влияние П. Б. Шелли, Э. Спенсер, У. Блейк, а также прерафаэлиты. Испытал сильное увлечение теософией и оккультизмом; в 1885 был одним из основателей Дублинского герметического ордена, позднее вступил в Теософское общество. В созданном на основе ирландских мифологических преданий поэтическом сборнике «Странствия Ойсина и другие стихотворения» («The wanderings of Oisin, and other poems», 1889) наметилась одна из главных тем творчества Йейтса - предпочтение, отдаваемое созерцательной, духовной жизни перед жизнью деятельной. Осмысленные в мистическом плане мифы и образы ирландского фольклора стали для Йейтса ключом к пониманию спрятанного от непосвящённых смысла мира; творчество, в котором слово имеет потаённый, скрытый смысл, слилось со священнодействием. Поэтические сборники Йейтса «Роза» («The rose», 1893), «Ветер в камышах» («The wind among the reeds», 1899), «В семи лесах» («In the seven woods», 1903), «Дикие лебеди в Куле» («The wild swans at Coole», 1917) и др., а также сборник эссе «Кельтские сумерки» («The celtic twilight», 1893, русский перевод - 1998) - наиболее яркие достижения Ирландского возрождения и европейского символизма.
Реклама
В 1899 году Йейтс совместно с леди А. Грегори и др. основал Ирландский литературный театр; возглавлял театр «Аббатство» (до 1938). В драматургии Йейтса осуждаются деспотизм и нетерпимость («Графиня Кэтлин», «The countess of Kathleen», 1892), звучат патриотические мотивы, призывы освободить Ирландию от английского владычества («Кэтлин, дочь Холиэна», «Kathleen ni Нооlihan», 1902, и др.). Большую известность получили пьесы: «Воскрешение» («The resurrection», 1931) и «Чистилище» («Purgatory», 1939) на религиозные сюжеты; «Смерть Кухулина» («The death of Cuchulain», 1939), перелагающая мотивы ирландского фольклора; «Актёр Королева» («The player queen», 1922) и «Король часовой башни» («The king of the great clock tower», 1934), пронизанные фантастикой и изощрённой символикой. В 1913 познакомился с Э. Паундом, под влиянием которого написал пьесы в духе японского театра «но»: «У ястребиного источника» («At the hawk’s Well», 1916) и др. В начале 1910-х годов поэтический стиль Йейтса подвергся значительным изменениям: Йейтс отказался от поэтических условностей в пользу более личностного стиля и использования простого, часто приближенного к разговорному, языка. Йейтс создаёт собственную мифологию, насыщая позднюю лирику точными, «предметными» образами, сквозь обыденность которых проступает сокровенный смысл бытия [сборники «Башня» («The tower», 1928), «Винтовая лестница» («The winding stair», 1929)]. Среди произведений, посвящённых памяти ирландских борцов за свободу, наиболее известно стихотворение «Пасха 1916 года» («Easter, 1916», 1916) - размышление о цене, которую приходится платить за прогресс, о жертвах истории и её смысле. Йейтс - автор эссе «Видение» («А vision», 1925), статей о литературе и театре, составитель антологий английской лирики и др. Нобелевская премия (1923). Переводы произведений Йейтса на русском языке появились в 1930-х годах.
Соч.: Избранные стихотворения. М., 1993; Избранные стихотворения лирические и повествовательные. М., 1995; The collected works. N. Y., 1997-. Vol. 1; Роза и Башня. М., 1999; The collected poems. 2nd ed. Ware, 2000.
Лит.: Ряполова В. А. У. Б. Йейтс и ирландская художественная культура, 1890-1930-е г. М., 1985; Ellmann R. Yeats: the man and the masks. 4th ed. N. Y., 1988; Тишунина Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994; Foster R. F. W. В. Yeats: а life. Oxf., 1997-2003. Vol. 1-2; McCormack W. J. Blood kindred. W. В. Yeats: the life, the death, the politics. L., 2005.
В. Н. Забалуев.