Йоммелли Никко­ло

ЙОММЕЛЛИ (Jommelli, Jomelli) Никколо (10.9.1714, Аверса, близ Неаполя - 25.8.1774, Неаполь), итальянский композитор. Представитель неаполитанской школы. С 1725 учился в консерватории «Сан-Онофрио» у Ф. Фео, с 1728 - в консерватории «Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини» в Неаполе. В 1737 дебютировал в жанре оперы-буффа («Любовная ошибка» на либретто А. Паломбы, Неаполь). В 1741 брал уроки у Дж. Б. Мартини в Болонье и стал членом Болонской филармонической академии. С 1743 или 1745 музыкальный  директор консерватории для девочек «Инкурабили» в Венеции. С 1749 помощник руководителя папской капеллы собора Святого Петра в Риме, с 1753 капельмейстер (с 1754 главный капельмейстер) при дворе герцога Вюртембергского в Штутгарте. С 1769 года жил попеременно в Аверсе и Неаполе. Автор свыше 70 опер (включая пастиччо и театральные серенады), интермедий, одна из которых поставлена в России («Дон Фальконе», 1754, Болонья; 1779, Санкт-Петербург), ораторий (включая «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио, 1749, Рим; 1777, предположительно церковь Святой Елизаветы, Санкт-Петербург), светских и духовных кантат, месс и частей мессы (в том числе Реквиема Es-dur, 1756), мотетов, гимнов, градуалов, секвенций, офферториев, респонсориев и других церковных сочинений; симфонии G-dur для цимбал, струнных и бассо континуо, дивертисментов для инструментального ансамбля, клавирных концертов, ансамблевых и клавирных сонат (в том числе «Duo» С-dur для клавесина или фортепиано в 4 руки).

Реклама

Признание Йоммелли принесли оперы-сериа (главным образом на либретто высоко ценившего его П. Метастазио). Испытав влияние Л. Лео, И. А. Хассе, французской традиции, Йоммелли достиг своеобразия в зрелых операх («Покинутая Дидона», 1747, Рим; 2-я редакция 1749, Вена; «Артаксеркс», 1749, Рим; 2-я редакция 1756, Штутгарт; «Аттилий Регул», 1753, Рим; «Олимпиада», 1761, Штутгарт; «Вологез», либретто М. Вераци по А. Дзено, 1766, Людвигсбург; «Фаэтон», либретто Вераци по Ф. Кино, 1768, там же; «Покинутая Армида», либретто Ф. С. де Рогати по Т. Тассо, 1770, Неаполь; «Ифигения в Тавриде», либретто Вераци, 1771, там же). Особый интерес представляют развёрнутые контрастные сцены, включающие различные оперные формы; оркестровая ткань полифонизирована, отмечена яркими гармоническими находками и динамическими эффектами, предвосхитившими симфонические новации мангеймской школы (по свидетельству И. Ф. Рейхардта, Йоммелли первым применил оркестровое crescendo). Новаторскими были его гибкие, подчёркнуто выразительные аккомпанированные речитативы. За тенденцию к драматизации оперы-сериа Йоммелли называли «итальянским Глюком», однако в трактовке сольных номеров, партий героев в целом Йоммелли остался в рамках традиций.

Лит.: Abert Н. N. Jommelli als Opernkomponist. Halle, 1908; McClymonds М. Р. The evolution of Jommelli’s operatic style // Journal of American Musicological Society. 1980. Vol. 33. № 2; idem. N. Jommelli: the last years, 1769-1774. Ann Arbor, 1980; Hochstein W. Die Kirchenmusik von N. Jommelli. Hildesheim, 1984; Порфиръева А. Л. Йоммелли // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2001. Т. 1: XVIII в.; Луцкер П. В., Сусидко И. П. Итальянская опера XVIII в. М., 2004. Ч. 2.

И. П. Сусидко.