Йонас Ханс

ЙОНАС (Jonas) Ханс (10.5.1903, Мёнхенгладбах, Германия - 5.2.1993, Нью-Рошелл, США), немецко-американский философ. В 1921-28 учился в университетах Фрайбурга, Берлина, Гейдельберга и Марбурга у М. Хайдеггера и Р. Бультмана, в русле идей которых был создан его фундаментальный труд о позднеантичном гностицизме. В 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 - в Палестину. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах «Еврейского батальона». В 1949-54 преподавал в университетах Канады, в 1955-76 - в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем - в Принстонском, Колумбийском и других университетах.

В работах, посвящённых философско-биологическим проблемам, Йонас в противовес восходящему к Р. Декарту новоевропейскому дуализму духа и материи разрабатывал телеологическую концепцию «органического» как целостного бытия, уже в элементарных формах живой природы заключающего в себе начало свободы. Это стало исходным пунктом его онтологического обоснования этики, в центре которой - взаимоотношение человека и природы. Отвергая традиционный этический «антропоцентризм», Йонас считал, что природа должна рассматриваться в её самоценности, а не только как пассивный объект человеческой деятельности. В условиях бурного развития различных технологий человеческое действие должно оцениваться с учётом его необратимых ближайших и отдалённых последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для «предмета» его воздействия. В программном труде «Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации» («Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation», 1979, - ответ на книгу Эрнста Блоха «Принцип надежды») Йонас сформулировал этический императив ответственности, оказавший большое влияние на развитие экологической этики: «Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле». Предложенная Йонасом «эвристика страха» исходит из того, что только переживание общей опасности, прежде всего угрозы экологической катастрофы, может объединить людей самых разных воззрений и выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности в современную эпоху.

Реклама

Соч.: Augustin und das paulinische Freiheitsproblem. Gött., 1930; Gnosis und spа̋tantiker Geist. Gött., 1934-1954. Bd 1-2; The phenomenon of life: toward а philosophical biology. N. Y., 1966; Organismus und Freiheit: Ansätze zu einer philosophischen Biologie. Gött., 1973; The imperative of responsibility: in search of an ethics for technological age. Chi., 1984; Mortality and morality: а search for the good after Auschwitz. Evanston, 1996.

Лит.: Wetz F. J. Н. Jonas - Eine Einführung. Wiesbaden, 2005.

П. Д. Тищенко.