Йос Ван Гент

Йос Ван Гент ЙОС ВАН ГЕНТ (Joos van Gent, Joost van Gent, Giusto da Guanto, Juste de Gand, Jodocus von Gent) (1435 или 1440 - после 1480), нидерландский художник. Документальных свидетельств о его жизни и творчестве почти не сохранилось. В 1460 году стал членом гильдии живописцев Антверпена, в 1464 участвовал в выполнении декоративных работ в Генте. Был близко знаком с Х. ван дер Гусом, чьё влияние очевидно в раннем творчестве мастера. После 1469 совершил поездку в Рим, а к 1473 обосновался в Урбино, где работал при дворе герцога Федериго да Монтефельтро. Современными учёными отождествляется с художником Йоссом ван Вассенхове.

Единственное документально подтверждённое произведение Йос ван Гента - «Причащение апостолов» (1473-74, Национальная галерея, область Марке, Урбино), предназначенное для алтаря церкви Тела Христова в Урбино. На основании стилистического сходства с ним Йос ван Генту приписывают «Поклонение волхвов» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и триптих «Голгофа» (собор Святого Бавона, Гент), созданные до его отъезда в Италию. Повествовательность, эмоциональность, свобода в построении композиций, изысканный колорит сближают эти произведения с живописью Р. Кампена, Рогира ван дер Вейдена и особенно Д. Баутса, в лувенской мастерской которого Йос ван Гент, возможно, работал. Йос ван Генту также приписывают созданную в Италии по заказу герцога Монтефельтро серию из 28 портретов знаменитых людей для украшения студиоло герцогского дворца в Урбино (около 1473-76, Национальная галерея область Марке, Урбино; Лувр, Париж), два портрета Федериго да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо (около 1476, Урбино, Палаццо Дукале; около 1480, Хэмптон-корт, Лондон), а также аллегории свободных искусств (1475-76), вероятно, предназначавшиеся для дворца в Губбио («Риторика» и «Музыка», ныне - в Национальной галерее, Лондон, остальные не сохранились). В этих работах Йос ван Гент соединил ренессансные достижения итальянских мастеров (перспективное построение пространства, классические пропорции фигур, ясность и гармоничность композиции) с богатством колорита нидерландской живописи, тонкость и прозрачность которого стали возможны благодаря использованию масляной живописи, вошедшей в широкий обиход на севере Европы и малоизвестной в Италии. Как единственный нидерландский художник, работавший в Италии в 15 веке, Йос ван Гент сыграл огромную роль в распространении этой техники в итальянской живописи.

Реклама

Лит.: Davies М. The early Netherlandish school. 3rd ed. L., 1968; Panofsky Е. Early Netherlandish painting. Camb., 1971. Vol. 1-2; Campbell L. The fifteenth-century Netherlandish schools. Cat. L., 1998; Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. 2-е изд. М., 1999.

Е. М. Елисеева.