Захарьина-Юрьева Анастасия Романовна

ЗАХАРЬИНА-ЮРЬЕВА (Захарьина-Кошкина) Анастасия Романовна (2.10.1531 или 1532, или 1533 - 7.8.1560, Москва), первая русская царица (с З.2.1547), первая жена Ивана IV Васильевича Грозного. Из рода Захарьиных-Кошкиных. Впервые упомянута в 1542/43 в духовной родной тётки по отцу, княгине А. Ю. Ромодановской. После смерти отца, Р. Ю. Захарьина-Юрьева, в феврале 1543 года воспитывалась матерью Ульяной. По свидетельству «Летописца начала царства...», в качестве невесты была выбрана самим царём. Венчал их митрополит Московский и всея Руси Макарий в Успенском соборе Московского Кремля. Их дети: Анна Ивановна (10.8.1549 - 20.7.1550), Мария Ивановна (17.З.1551 - 1551), Дмитрий Иванович (октябрь 1552 - 6.6.1553), Иван Иванович, Евдокия Ивановна (28.2.1556 - июнь 1558), Фёдор Иванович. Неоднократно совершала обетные паломничества, в том числе пешком (в Троице-Сергиев монастырь в сентябре 1548), и особые моления (например, вместе с мужем у гроба преподобного Никиты в Никитском монастыре Переяславля летом 1553 при возвращении из поездки по северным монастырям, во время которой погиб её сын Дмитрий).

Сопровождала мужа в «походах по монастырям»: в Троице-Сергиев монастырь (февраль 1547, июнь 1548; декабрь 1552 - для крещения Дмитрия), монастыри Центра и Севера страны (май - июнь 1553), вновь в Троице-Сергиев монастырь и в переяславский Никитский монастырь (сентябрь 1556) и др. После посещения монастырей нередко следовала за царём в объездах ближних и дальних царских резиденций, дворцовых сёл, охотничьих угодий (1548, 1556), в поездках по военно-политическим делам (летом - осенью 1559 в Можайск). Участвовала в придворно-церковных церемониальных «встречах» и «отпусках» чудотворных икон (святого Николы Великорецкого в августе 1556, Божией Матери «Одигитрия» и других образов из Нарвы в августе 1558).

По инициативе царя и его окружения поведение венценосной пары постепенно приобретало публичный, этикетно-нормативный характер с использованием новых форм общения и прежних традиций. Начало Казанского похода 1552 года сопровождалось официальным посещением Иваном IV покоев Захарьиной-Юрьевой, обращённой к ней речью, плачем царицы и ещё одной речью царя к митрополиту с просьбой-поручением иметь попечение о всей его семье. Как царица Захарьина-Юрьева распоряжалась членами Государева двора, нёсшими свою придворную службу при ней, включая лиц с думными чинами. Под её присмотром и управлением находились ряд мастерских и производств в системе дворцового ведомства.

Брак царя с Захарьиной-Юрьевой привёл к карьерному росту её близких родственников (клан родных и двоюродных её братьев, близких к ним лиц был особо влиятелен в 1548-54, а затем уже после кончины Захарьиной-Юрьевой), однако сама она заметной политической роли не играла. Во время мартовского кризиса 1553 (в дни тяжёлой болезни царя часть правящей элиты собиралась присягать старицкому князю Владимиру Андреевичу, а не младенцу царевичу Дмитрию Ивановичу) Захарьина-Юрьева по присяжной грамоте князя Владимира Андреевича получала некоторые права опекунши. Эти нормы и возможные властные прерогативы в случае смерти Ивана IV получили детальную разработку в майской крестоцеловальной записи князя Владимира Андреевича, составленной по решению Ивана IV в связи со смертью царевича Дмитрия Ивановича и рождением царевича Ивана Ивановича. Старицкий князь должен был согласовывать с главным опекуном, то есть Захарьиной-Юрьевой, едва ли не каждый свой шаг и при малейшем сомнении доносить на свою мать – княгиню Евфросинию Андреевну, под влиянием которой он находился.

Последние 1,5-2 года жизни Захарьина-Юрьева тяжело болела. Иван IV после разрыва с А. Ф. Адашевым и Сильвестром обвинял их в том, что они «ненависть зельну воздвигли на нашу царицу». По слухам, она скончалась от отравления (исследование её останков скорее подтверждает их, нежели опровергает: в костях обнаружена аномально высокая концентрация некоторых ртутных соединений). Была похоронена в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля. В 1929 саркофаг с прахом Захарьиной-Юрьевой перенесён в подклет Архангельского собора.

Лит.: Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в середине XVI в. // Общество и государство феодальной России. М., 1975; он же. Свадебные дела XVI в. // Вопросы истории. 1976. № 10; Панова Т. Уж приготовлен яд, пощады не проси // Знание - сила. 1998. № 7; Флоря Б. Н. Иван Грозный. 2-е изд. М., 2002; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. Н. Новгород, 2005.

В. Д. Назаров.

Связанные статьи