Захаров Ростислав Владимирович

Захаров Ростислав ВладимировичЗАХАРОВ Ростислав Владимирович [25.8(7.9).1907, Астрахань - 15.1.1984, Москва], российский артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1969), доктор искусствоведения (1970). В 1926 году окончил ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв), в 1948 - Ленинградский театральный институт. В 1926-29 солист балета Киевского оперного театра, одновременно преподавал и ставил небольшие балеты в организованной им студии. В 1932 окончил режиссёрское отделение Ленинградского техникума сценических искусств (педагог С. Э. Радлов), в этот период ставил номера в Ленгосэстраде и танцы в спектаклях драматического Молодого театра. В 1934-36 балетмейстер ГАТОБ, в 1936-1956 балетмейстер и оперный режиссёр ГАБТ (в 1936-39 руководил балетной труппой).

Первая большая самостоятельная работа - балет «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1934, ГАТОБ). Трактовал балет с позиций драматического режиссёра. Считал танец вне литературного сюжета бессодержательным. Основное средство хореографической выразительности видел в пантомиме и «танцах в образе». Из классических движений отбирал те, которые легче поддавались драматизации. «Бахчисарайский фонтан» являлся идеальным спектаклем драмбалета, доступным любому неподготовленному зрителю: последовательно разработанное драматическое действие сочеталось с психологически правдивыми характерами. Балет имел огромный успех, открыв исполнителям новые возможности работы над образом (в партии Марии прославилась Г. С. Уланова). Впоследствии этот спектакль вошёл в репертуар большинства балетных трупп СССР и неоднократно возобновлялся за рубежом. На основе литературных произведений Захаров поставил балеты: «Утраченные иллюзии» (1936), «Кавказский пленник» (1938), «Барышня-крестьянка» (1946) - все Асафьева, «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого (1941), «Медный всадник» Р. М. Глиэра (1949). Однако вскоре избранный Захаровым принцип исчерпал себя, превратив пантомиму и танец в неполноценную иллюстрацию к литературному произведению. Захаров нашёл выход в обращении к эффектным эпизодам в духе феерий, которые должны были развлечь зрителя, а также к вставным, не связанным с основным действием дивертисментам. Успех имел балет «Золушка» С. С. Прокофьева (1945), в котором феерия воспринималась как праздник в честь окончания войны (экранизирован под названием «Хрустальный башмачок», 1960).

Реклама

Захаров поставил оперы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1937, 1948; «Кармен» Ж. Бизе, 1953, ГАБТ), танцы в операх («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1935, ГАТОБ; «Аида» Дж. Верди, 1951, «Война и мир» Прокофьева, 1969, обе ГАБТ), танцы в фильме С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945). С 1927 работал как педагог, в 1945-47 директор и художественный руководитель МХУ, с 1946 возглавлял кафедру хореографии в ГИТИСе (профессор с 1951). Среди учеников - В. В. Гривицкас, Н. Г. Конюс, М. Л. Лавровский, А. А. Лапаури. Государственная премия СССР (1943, 1946).

Соч.: Искусство балетмейстера. М., 1954; Беседы о танце. М., 1963; Работа балетмейстера с исполнителями. М., 1967; Записки балетмейстера. М., 1976; Слово о танце. М., 1977; Сочинение танца. М., 198З.

Лит.: Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. М., 1970; Давлекамова С. Р. В. Захаров // Мастера Большого театра. М., 1976; Ивашнев В., Ильина К. Р. Захаров. Жизнь в танце. М., 1982.

Е. Я. Суриц.