Закон об управлении Индией 1935 года

ЗАКОН ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНДИЕЙ 1935, законодательный акт, принятый британским парламентом в августе 1935 года на основе рекомендаций Саймона комиссии и «Круглого стола» конференций. Называется также Конституцией 1935 года.

Согласно закону, Индия преобразовывалась в федерацию провинций Британской Индии и вассальных индийских княжеств (смотри Княжества вассальные в Британской Индии). Членство в федерации было обязательным для провинций, княжествам предоставлялось право примкнуть к «федеральной схеме» либо установить прямые отношения с метрополией. Представители провинций в Центральном законодательном собрании подлежали избранию, делегаты княжеств назначались их правителями. Устанавливались пропорции представительства княжеств и провинций в Государственном совете и Законодательном собрании. «Федеральная схема» не была введена в действие из-за отказа большинства правителей княжеств примкнуть к федерации. Вся полнота власти осталась в руках генерал-губернатора, который назначался британским монархом и являлся его полномочным представителем в Индии.

Реклама

Сформулированный в Законе об управлении Индией принцип развития «провинциальной автономии» предусматривал разделение власти между центром и провинциями и расширение прерогатив провинциальных законодательных собраний, которые делились на двухпалатные [в Мадрасе (ныне Ченнаи), Бомбее (ныне Мумбай), Бенгалии, Бихаре, Соединённых провинциях, Ассаме] и однопалатные [в Панджабе (Пенджабе), Синде, Северо-западной пограничной провинции, Ориссе и Центральной провинциях]. «Провинциальная автономия» была введена в действие 1.4.1937. В том же году состоялись выборы в центральные и провинциальные легислатуры, которые проводились но куриальной системе (12 курий - для индусов, мусульман, сикхов, христиан, различных социальных прослоек, а также для «неприкасаемых»; право голоса получили около 12% взрослого населения Индии).

Будущий политический статус Индии в Законе об управлении Индией не был определён, а принцип самоуправления в рамках Британского Содружества наций (смотри Содружество) не оговаривался. Политические силы Индии были разочарованы умеренным характером Закона об управлении Индией и называли его «рабской конституцией». Дж. Неру считал, что формирование избирательных курий создаёт политические барьеры между религиозными общинами. Тем не менее, закон оказал позитивное влияние на развитие Индии: способствовал становлению институтов парламентской демократии, формированию центральных и провинциальных легислатур, открыл доступ к власти (хотя и в ограниченном размере) представителям местных имущих слоёв. Принятие закона способствовало усилению позиций в индийском национально- освободительном движении групп, ориентировавшихся на использование конституционных форм борьбы за суверенитет.

А. Л. Сафронова.