Законность
ЗАКОННОСТЬ, режим управления государством, характеризующийся строгим соблюдением норм конституции и законов, а также и соответствующих закону норм подзаконных актов всеми органами публичной власти, её должностными лицами, юридическими и физическими лицами. Режим законности легитимен в том случае, когда нормативное, прежде всего законодательное, правовое регулирование охватывает в необходимой мере все жизненно важные общественные отношения, а действующие в стране конституционные, законодательные и подзаконные нормы установлены в демократической процедуре и носят правовой характер, то есть не нарушают общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, демократических принципов устройства и функционирования публичной власти, обеспечивают необходимый баланс социальных интересов.
Законность - всеобщее требование в том смысле, что обязательно для всех участников правоотношений. Общегосударственные и региональные нормы, которые обращены к неопределённому кругу органов, физических и юридических лиц, подлежат официальному опубликованию в соответствующих печатных изданиях, локальные нормы могут доводиться до всеобщего сведения иными способами. Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 15) устанавливает, что законы подлежат официальному опубликованию, в противном случае они не применяются; точно так же любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Реклама
Режим законности предполагает, что все носители прав в своей деятельности (и даже в бездействии) не должны нарушать действующие правовые нормы, даже если они представляются им устаревшими или вообще нецелесообразными (нормы отменяются, изменяются или заменяются новыми в установленном для этого порядке, но пока норма сохраняет силу, она подлежит реализации, и её нарушение или несоблюдение недопустимо).
Защита законности осуществляется как правоохранительными органами и органами парламентского и административного контроля, так и судами. В России и других странах так называемой старой демократии на суды возложен нормоконтроль, т. е. они не просто отказываются применять нормы, не соответствующие вышестоящим правовым нормам, но и лишают такие нормы юридической силы, отменяя одновременно вынесенные на их основании судебные и административные решения. Лишение юридической силы федеральных и региональных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, а также нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания и Правительства Российской Федерации, внутрифедеративных договоров на основании их несоответствия Конституции Российской Федерации - прерогатива Конституционного суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации), а остальной нормоконтроль отнесён к законодательно установленной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Лит.: Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № З.
Б. А. Страшун.