Заратуштра

ЗАРАТУШТРА, Заратустра [авестийское Zaraоustra, пехлеви Zardust, греческий Ζωροάστρης, фарси Зартошт; наиболее вероятное значение иранского имени, являющегося именем-оберегом, - «(обладающий) старым верблюдом»], в иранской мифологии пророк, основатель зороастризма.

Историчность 3аратуштры достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают его реальным лицом. Также до сих пор остаётся дискуссионным вопрос об основных сюжетах и самой датировке жизни 3аратуштры, о локализации его родины. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, восходящей, в том числе к сочинениям «Затспрам» и «Арда Вираз Намаг», а также позднейшим сочинениям мусульманских авторов Масуди и Бируни, 3аратуштра жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского), в 7-6 веках до нашей эры. Лингвистический анализ Гат - первостепенной по духовному значению древнейшей части Авесты, автором которой считается 3аратуштра,- позволяет датировать эпоху его деятельности 12-10 веком до нашей эры. Согласно Ясне, 3аратуштра - сын Пурушаспы (буквально - имя-оберег «Серолошадный»), четвёртого человека, выжавшего священный сок хаомы (смотри Сома), и Дугдовы (буквально - имя-оберег «Та, чьи коровы выдоены»); по другим версиям, 3аратуштра происходил из  восточно-иранского рода Спитама. Первоначально 3аратуштра выступал с проповедью на родине (в Восточном Иране, возможно, в районе между Оксом и Яксартом, или в Средней Азии), по не был признан своей общиной. В течение первых 10 лет проповедь 3аратуштры была принята лишь его двоюродным братом Маидйойманхой; согласно пехлевийским источникам, 3аратуштра подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был уйти из родных мест. Позднее покровителями и последователями 3аратуштры стали царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране, его супруга царица Хутаоса, царские приближённые братья Фрашаоштру Хвогуву и Джамаспу Хвогуву. О семейной жизни 3аратуштры известно, что он был женат трижды: первая жена родила сына и 3 дочерей (замужество младшей из них описано в Ясне 53), вторая - 2 сыновей, третья осталась бездетной. Известно имя младшей дочери 3аратуштры - Пуручиста; один из сыновей 3аратуштры именуется по имени отца - Заратуштри Спитама, без указания личного имени. Согласно пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», 3аратуштра был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь. В позднейшей традиции событийная канва жизни 3аратуштры мифологизируется, обогащаясь новыми деталями: изложением предсказаний о рождении 3аратуштры; рассказом о чудесном зачатии 3аратуштры семенем Пурушаспы, образованным на основе молока коровы, вкусившей листьев «благого дерева»; о смехе 3аратуштры в момент рождения; о чудесах, совершённых 3аратуштрой в детстве и отрочестве; наконец, о призвании 3аратуштры к проповеди в 30-летнем возрасте в праздник Маидйойзарема при священной реке Ванхвидаитья божеством Благой Мысли Вохумана и последующем получении откровения от неведомого ранее верховного божества Ахурамазды.

Реклама

Уже в Младшей Авесте образ 3аратуштры был подвергнут мифологической переработке: одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества (Яшт XIII, 88-89), другие - провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвящённого в высшие истины человечества (Яшты V и XIX, «Денкарт»), Согласно Младшей Авесте, 3аратуштра просил содействия в насаждении новой веры у божеств древнеиранского пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно Гаты не содержат упоминаний о них.

В поздних сочинениях «Денкарт» (VII, 1, 14) и «Затспрам» (VI, 14) образ 3аратуштры полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил её в ствол древа жизни Хаомы, а через 6 тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла, 3аратуштра был призван способствовать победе добра на Земле, получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом древе, к людям имеет позднеиндоевропейские истоки].

Главным в проповедях 3аратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра (сравни древнеиндийское учение карма-йоги). Проповедуя зороастрийскую этическую триаду - благих мыслей, благих слов и благих дел, - 3аратуштра идеализировал также «праведную» оседлую хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял «неправедному» кочевническому образу жизни; согласно одной из Гат, 3аратуштра ниспослан на Землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. Являясь посредником между божеством и людьми, 3аратуштра передал своим ученикам Авесту - священное откровение Ахурамазды. Последователям Ахурамазды 3аратуштра обещал посмертное блаженство, пособникам зла - муки и осуждение на Страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал, что конец света наступит при жизни современного ему поколения; по Младшей Авесте, гибель мира должна произойти через 3 тысячи лет, когда праведные будут спасены саошйантом - воплощением Заратуштры.

Образ 3аратуштры-Зороастра приобрёл известность в Древней Греции, а через её культурное опосредование в последующем стал известен всей европейской цивилизации, в 5 веке до нашей эры, благодаря упоминанию древнегреческого автора Ксанфа Лидийского. Согласно Диогену Лаэртию, уже Ксанфом Лидийским была предложена обновлённая этимология имени 3аратуштры, возводящая его к двум греческим словам, означающим «чистый, несмешанный» и «звезда» (греческий соответственно ζωρός, αστρον). Предложенная этимология обусловила прочную ассоциативную связь между образом 3аратуштры и астрономией, астрологией, алхимией. В эпоху эллинизма образ 3аратуштры породил множество вторичных синкретических мифов, которые иногда сохраняли архаичные иранские черты. Античный автор 1 - начала 2 века нашей эры Дион Хрисостом передал легенду о том, что 3аратуштра в поисках истины удалился на уединённую гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но 3аратуштра вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии Божественной истины в огненной форме). Ф. Ницше вложил в уста 3аратуштры мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).

Лит.: Абаев В. И. Скифский быт и реформа Зороастра // Archiv Orieniâlni. 1956. Vol. 24. № 1; он же. Миф и история в Гатах Зороастра // Историко-филологические исследования. М., 1974; Whitley С. F. The date and teaching of Zarathustra //Numen. 1957. Vol. 4. Fasc. 3; Hartman S. Der großе Zarathustra // Orientalia Suecana. 1965-1966. Vol. 14-15; Molé М. La légende de Zoroastre selon les textes pehlevis. Р., 1967; Shapur Shahbazi А. The «traditional date of Zoroaster» explained // Bulletin of the School of Oriental Studies. 1977. Vol. 40; Gnoli Gh. Zoroaster’s time and homeland. Naples, 1980; Humbach Н. А western approach to Zarathustra. Bombay, 1984; Boyce М. Zoroastrianism: its antiquity and constant vigor. Costa Mesa, 1992; Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992.    

Л. А. Лелеков.