Зажигание
ЗАЖИГАНИЕ в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение горючей смеси в камере сгорания ДВС. Осуществляется искровым разрядом между электродами свечи зажигания в конце такта сжатия.
Одна из первых систем зажигания основывалась на работе магнето (магнитоэлектрический генератор переменного тока); с 1960-х годов практически не применяется. В 20 веке наибольшее распространение получили контактные системы зажигания с питанием от аккумуляторной батареи или генератора. Ток подаётся на первичную обмотку катушки зажигания через механический прерыватель, связанный с коленчатым валом, что обеспечивает замыкание и размыкание контактов прерывателя в нужный момент. При замыкании контактов начинается зарядка первичной обмотки катушки, при размыкании - первичная обмотка разряжается и во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения (12 000-30 000 В), который подводится к ротору распределителя зажигания и через распределитель (также связанный с коленчатым валом) поступает на свечу (рисунок 1). Прерыватель располагается в одном корпусе с распределителем высокого напряжения и называется прерывателем-распределителем или трамблёром. Катушка зажигания и трамблёр вместе представляют собой устройство управления накоплением энергии. Для предотвращения пригорания контактов прерывателя при размыкании цепи применяют систему зажигания с механическим прерывателем и транзисторным коммутатором.
Реклама
Эффективная работа ДВС зависит от выбора момента зажигания. Для этого необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, то есть, чтобы зажигание происходило с некоторым опережением, которое выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения зажигания устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом).
Современные системы зажигания используют в устройстве управления накоплением энергии бесконтактные системы прерывателя. Вместо механического прерывателя применяется бесконтактный датчик - генератор импульсов с преобразователем сигналов. В микропроцессорных системах зажигания (рисунок 2) электронный блок управления (ЭБУ) выполняет функции: сбора информации от датчиков; расчёта оптимального момента зажигания и времени зарядки катушки; управления через коммутатор первичной цепью катушки. Регулировка опережения зажигания реализована программно. С внедрением ЭБУ изменились конструкции катушек зажигания. Все системы зажигания без распределителя делятся на системы независимого зажигания с индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр двигателя и синхронного зажигания, где одна катушка обслуживает, как правило, два цилиндра.
Т. Г. Гаспарян.