Здравый смысл

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, стихийно сложившаяся в повседневном опыте людей, исторически накопленная совокупность общепринятых знаний (взглядов, представлений, форм мышления) о движущих силах природы и общества, взаимоотношениях людей; помимо знаний включает ценности, убеждения, регулятивы практической деятельности, моральные и правовые нормы, элементы религиозного опыта, художественно-эстетические оценки действительности. Здравый смысл не требует для своего усвоения и передачи профессионального обучения и специальной терминологии.

Здравый  смысл является предметом изучения социологии знания (английский социолог М. Малкей), социологии повседневности (немецкий социолог А. Щюц, американский социолог И. Гофман), различных теорий массового сознания (Б. А. Грушин).

С эпистемологической точки зрения здравый смысл как обыденное знание противопоставляется научному. В той мере, в какой здравый смысл апробирован повседневной практикой, он позволяет человеку адекватно ориентироваться в устоявшихся жизненных обстоятельствах, различать в доступных ему явлениях природы и общества существенное и несущественное, закономерное и случайное и т. д. здравому смыслу присущ здоровый консерватизм, т. е. способность критически относиться к новшествам, отсеивать очевидные заблуждения, сохраняя тем самым рациональный фундамент духовной культуры. Вместе с тем в силу своей стихийно-эмпирической природы здравый смысл, наряду с проверенными знаниями, содержит артефакты, предрассудки, заблуждения и др. Ориентированный в основном на отражение отдельных (взятых вне своих существенных связей) вещей, он не приспособлен для отражения сложных развивающихся системных объектов. Поэтому в областях, выходящих за рамки житейского опыта, проявляется его ограниченность.

Реклама

Здравый  смысл играет важную роль в организации повседневного опыта человека. При возникновении конкуренции или конфликта между господствующими социальными нормами и действиями индивида, выходящими за их рамки (например, коллизия между ролевыми предписаниями и очевидными для индивида выгодами), он выступает регулятивным механизмом принятия решений. При этом «соображения здравого смысла» как бы морально оправдывают, легитимизируют действия личности (эту способность надо отличать от макиавеллизма как манипуляции ценностями). Наряду с доверием, здравый смысл выступает предпосылкой всякого социального взаимодействия. Поскольку все его условия оговорить в принципе невозможно, индивиды исходят из того, что их контрагенты помимо собственных интересов руководствуются и «соображениями здравого смысла» (смотри Шотландская школа). Вместе с интуицией здравый смысл позволяет принимать адекватные решения в ситуациях высокой степени неопределённости (экстремальные жизненные ситуации).

В массовом сознании так называемый общественный здравый смысл придаёт значимость и важность различным понятиям (взглядам, мнениям), не имеющим систематизированных доказательств истинности, на которые можно было бы ссылаться. Особенно часто к «критериям здравого смысла» обращаются при оценке деятельности социальных институтов с нелинейной внутренней динамикой (финансовые рынки, мода, потребление и т. д.). Нередко в таких случаях суждения здравого смысла граничат со стереотипами.

Лит.: Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987; Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003; Гофман И. Анализ фреймов: организация повседневного опыта. М., 2004.

В. М. Найдыш.