Зеленко Александр Устинович

Зеленко Александр УстиновичЗЕЛЕНКО Александр Устинович [29.9(11.10).1871, Москва - 21.7.1953, там же], российский педагог, архитектор, один из организаторов первых внешкольных учреждений в России. Окончив Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1892), учился в Вене, работал в мастерской Ф. О. Шехтеля. В 1897-1900 в Самаре, где в 1899 «временно допущен» на должность городского архитектора (уволен в 1900 году). По его проектам в Самаре построено несколько зданий в стиле «северный модерн». В 1900-03 преподавал рисование в гимназии в Москве. В 1903-04 в Америке знакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов (сеттльментов) - поселений интеллигенции среди бедных слоёв населения - с целью перенять опыт просветительной работы. В 1905 году совместно с С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлкове (Московской губернии) и первый в России детский клуб. Зеленко разработал оригинальный проект и руководил строительством особняка для клуба (здание сохранилось; Вадковский переулок в Москве). В 1906 году вместе с Шацким создал просветительное общество «Сетлемент», при котором работали детский клуб, начальная школа, небольшой театр, библиотека; на субсидию Министерства просвещения были открыты мастерские - слесарная, столярная, переплётная, сапожная и швейная. В 1905-09 преподавал на Пречистенских курсах и в воскресных рабочих школах Москвы. В 1909 году арестован за связь с революционным подпольем, эмигрировал в Америку, где изучал опыт работы «новейших» школ (цикл статей «Современные реформаторы воспитания и образования», 1913-14). В 1911-17 читал лекции в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского (смотри Шанявского университет); после 1917 года вёл научно-педагогическую работу в учреждениях Наркомпроса и АПН; в 1947-53 в НИИ художественного воспитания АПН РСФСР. Одним из первых выдвинул идею разработки специальных архитектурных проектов для детских учреждений. В книге «Детские музеи в Северной Америке» (1925) Зеленко впервые попытался свести воедино разрозненный опыт работы с детьми и детского творчества в разных странах и предложил не знавшую аналогов в России концепцию устройства детского музея, способного помочь ребёнку сформировать «чувственную грамотность». Автор неосуществлённого проекта детского музея-дворца.

Реклама

Соч.: Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов. М., 1926; Школьный музей. М., 1927; Детские парки. М.; Л., 1938.