Земные приливы
ЗЕМПЕР (Semper) Готфрид (29.11.1803, Альтона, ныне в черте Гамбурга - 15.5.1879, Рим), немецкий архитектор, теоретик искусства. Изучал математику и историю в университете Гёттингена (с 1823), архитектуру в Академии Художеств в Мюнхене и в архитектурной школе Ф. К. Гау (1826-30) в Париже. Между 1830 и 1833 годами совершил путешествия по югу Франции, Италии и Греции, где исследовал остатки полихромии на древних памятниках. Участник революционных событий 1849, после которых жил и работал в эмиграции (во Франции, а также в Лондоне, Цюрихе, Вене, Риме). Крупный представитель архитектуры историзма. Основные произведения в стилистике итальянского Возрождения и барокко: павильоны Виллы Доннер (1834) в Альтоне; Вилла Роза (1838), синагога (1838-40), дворец Оппенгейм (1845-48; все не сохранились) в Дрездене, здание Дрезденской картинной галереи (1847-56); Политехникум (строился с 1860; ныне Высшая техническая школа) в Цюрихе; Ратуша (1865-1870) в Винтертуре; Вилла Гарбальд (1862-64) в Кастасенье (Швейцария, кантон Граубюнден) и др. Автор инновационных театральных зданий Дрезденской оперы (так называемая Земперовская опера; 1838-41; 1871-78; разрушено в 1945, воссоздано в 1985), «Бургтеатер» в Вене (1874-88, при участии архитектора К. Хазенауэра), неосуществлённого проекта Фестшпильхауса в Мюнхене (1866, создан по инициативе Р. Вагнера, положен в основу проекта Фестшпильхауса в Байрёйте; смотри Байрёйтский фестиваль). В крупных градостроительных композициях Земпер стремился воплотить идею форума: проекты для Гамбурга (1842), Цюриха (1858; оба не осуществлены), Кайзерфорума в Вене (1869; осуществлён частично, в том числе при участии Хазенауэра построены здания Художественно-исторических и Естественноисторических музеев, 1872-81).
Реклама
Г. Земпер. Здание Политехникума (Высшей технической школы) в Цюрихе. Фрагмент фасада. Строилось с 1860.
Как теоретик Земпер обращался к концепциям и методам современной науки (к учению Ж. Кювье о типах строения животных, теории исторического прогресса Г. В. Ф. Гегеля и др.). Рассматривал «промышленные искусства» (ткачество, гончарное, кузнечное, плотницкое и каменное дело) с технической, стилистической и исторической точек зрения; считал, что логика формообразования в них определяется функцией, приёмами обработки и свойствами материала. Выступал с программами по реформе художественного образования. Его труды оказали большое влияние на следующее поколение архитекторов и мастеров прикладного искусства. В 1834-49 годах профессор дрезденской Академии Художеств (ввёл курсы истории архитектуры и типологии зданий), в 1852-1855 профессор лондонской Школы прикладного искусства (по приглашению Г. Коула, организатора Всемирной выставки 1851 в Лондоне), в 1855-71 профессор цюрихского Политехникума, директор Строительной школы в Вене (1871-77).
Соч.: Vorläufige Bemerkungen über bemalte Architektur und Plastik bei den Alten. Altona, 1834; Die Anwendung der Farben in der Architektur und Plastik. Dresden, 1836; Die vier Elemente der Baukunst. Braunschweig, 1851; Wissenschaft, Industrie und Kunst. Braunschweig, 1852. В., 1966; Der Stil in den technischen und tektonischen Кünsten, oder praktische Ästhetik. Fr./М., 1860-186З. Bd 1-2. Мünch., 1978-1979; Über Baustyle. Z., 1869; Kleine Schriften. В., 1884. Mittenwald, 1979; Практическая эстетика. М., 1970; London lectures. L., 1983-1986. Vol. 1-4.
Лит.: Ettlinger L. G. Semper und die Antike. Halle, 1937; Stockmeyer Е. G. Sempers Kunsttheorie. Z., 1939; Quitzsch Н. Die ästhetischen Anschauungen G. Sempers. В., 1962; Herrmann W. Semper: In search of architecture. Camb. (Mass.), 1984; Laudel Н. G. Semper: Architektur und Stil. Dresden, 1991; Mallgrave Н. F. G. Semper: architect of the nineteenth century. New Haven; L., 1996; G. Semper / Hrsg. W. Nerdinger, W. Oeshslin. Мünch.; Z., 2003; Hvattum М. G. Semper and the problem of historicism. Camb., 2004; G. Semper. Die moderne Renaissance der Кünste / Hrsg. Н. Karge. В., 2006.
А. Н. Шукурова.