Земская реформа 1555-56 гг

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1555-56 годов, одна из реформ местного управления в Русском государстве (наряду с губной реформой 1530-1550-х годов), в соответствии с которой в посадах и черносошных волостях вводилось сословно-выборное самоуправление, создавались институты земского управления.

Одной из причин земской реформы стала неэффективность системы местного управления во главе с наместниками и волостелями из числа чинов Государева двора, получавшими определённую территорию с населением в кормление (то есть практически в собственное распоряжение, без экономического контроля со стороны верховной власти, при условии выплаты в казну установленных сумм), что способствовало массовым злоупотреблениям. Другой причиной был численный рост Государева двора, что сделало невозможным материальное обеспечение всех его чинов кормлениями. В то же время само население некоторых крупных посадов и черносошных волостей было готово «выкупить» право на сбор налогов и их перечисление в казну через своих выборных лиц, без участия посредника-кормлёнщика. Это должно было способствовать увеличению казённых доходов.

Реклама

Земской реформе предшествовал ряд мероприятий, связанных с попытками создания земских органов. Импульс для их появления был дан так называемым Собором примирения (февраль 1549). Основными задачами земских представителей были недопущение неправедного суда и участие в местном управлении для укрепления авторитета правительственных органов и усиления их влияния на широкие слои населения. Судебник 1550 года установил обязательное участие выборных от населения в наместничьем суде (представительство посадского и свободного крестьянского населения известно с середины 15 века, оно было зафиксировано Судебником 1497, но не являлось постоянным). После этого началась выдача первых уставных грамот волостным общинам (наиболее ранней из сохранившихся считается грамота 1551 Плёсской волости Владимирского уезда), в которых фиксировались их права и обязанности: избранные «миром» земские старосты, целовальники и «излюбленные» головы должны были собирать и доставлять государственные налоги и сборы - «кормлёный окуп». Стоглавый собор (1551) благословил участие земских старост в управлении как светскими, так и церковными землями. Однако процесс внедрения институтов земского управления приостановился в связи с тем, что после завоевания Казанского ханства (1552) появилась возможность обеспечить многих служилых людей (от бояр до верхушки провинциального дворянства) кормлениями или денежными суммами из «кормлёных» доходов.

В ходе проведения земской реформы в 1555-56 были отменены кормления, организована массовая рассылка по городам и волостям учредительных грамот о производстве выборов новых земских властей, выработан формуляр выдаваемых уставных грамот и унифицировано их содержание, сформированы земские органы на местах. В зависимости от региона социальный состав земских органов менялся. В уездах с сильными и богатыми посадами, например, на Русском Севере, земские представители избирались из купцов, промышленников, крестьян; здесь они соединяли в себе и функции губных властей. В более южных районах с развитым служилым землевладением земскими представителями избирались члены местных дворянских корпораций.

Земская реформа повысила государственные доходы, усилила роль дворянских городовых корпораций и посадов, подчинив их формировавшимся в то же время приказам и уменьшив влияние региональной власти.

По мнению Н. Е. Носова, земскую реформу следует датировать несколько иначе: он определял 1550-53 как 1-й этап, а 1555-56 как 2-й этап реформы.

Лит.: Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Носов Н. Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. М.; Л., 1957; он же. Становление сословно-представительных учреждений в России: Изыскания о Земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.

Ю. М. Эскин.