Зингшпиль
ЗИНГШПИЛЬ (немецкий Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра), немецкая и австрийская разновидность оперы, как правило, комедийного характера с разговорными диалогами. Северо-немецкий зингшпиль сложился в 18 веке под влиянием английской балладной оперы, первоначально как драматический спектакль с музыкальными вставками народно-песенного характера (первый образец - «Чёрт на свободе» И. К. Штандфуса, 1752, представлял собой обработку балладной оперы). Воздействие французской и итальянской оперы сказалось на зингшпилях И. А. Хиллера («Лотхен при дворе», 1767; «Охота», 1770), Й. А. Бенды («Ярмарка», 1775; «Ромео и Юлия», 1776; «Дровосек», 1778), К. Г. Нефе («Аптека», 1771; «Раёк Амура», 1772).
Этапом на пути к немецкому национальному оперному стилю стал «серьёзный» зингшпиль И. Хольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург» (постановка на придворной сцене в Мангейме в 1777), высоко оценённый В. А. Моцартом. Ряд текстов зингшпиля для постановок придворного театра в Веймаре принадлежит И. В. Гёте. Близкая зингшпилю разновидность музыкально-театрального представления - лидершпиль [«Любовь и верность» (1800), «Искусство и любовь» (около 1803) И. Ф. Рейхардта].
Реклама
Становление австрийского зингшпиля тесно связано с воздействием итальянской комедии дель арте, отчасти французской комической оперы, но более всего с традициями народной австрийской импровизированной комедии (в том числе с пародийными спектаклями театра марионеток, для которых писал музыку, в частности, Й. Гайдн), с деятельностью актёров старовенской комедии (Й. Ф. Курц-Бернардон, Г. Прехаузер, Й. Страницкий, выступавший в образе Гансвурста). Для Курца-Бернардона Й. Гайдн написал свой зингшпиль «Хромой бес» (1751). Австрийский зингшпиль отличается от немецкого более развитой драматургией: усилены вокальные и оркестровые партии, расширены функции ансамблей (особенно в финалах) - эти тенденции претворены в зингшпилях И. Умлауфа («Рудокопы», 1778), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786), В. Мюллера («Чёртова мельница», 1799). Расцвет жанра связан с творчеством В. А. Моцарта: большое влияние на развитие австро-немецкой оперной культуры оказали его «Похищение из сераля» (1782), а также «Волшебная флейта» (1791) - новаторское сочинение, насыщенное сложной социальной и философской проблематикой, предромантичными идеями. Моцартовские традиции нашли продолжение в сочинениях Ф. Шуберта, К. М. фон Вебера, А. Лорцита, О. Николаи. Путь развития зингшпиля вёл и к венской оперетте И. Штрауса (сына) и его последователей. В 20 веке черты зингшпиля возродились в жанрах мюзикла, зонгшпиля (например, у К. Вайля).
Лит.: Schletterer Н. М. Das deutsche Singspiel von seinen ersten Anfängen bis auf die neueste Zeit. Augsburg, 1863; Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963; она же. Австрийский музыкальный театр до Моцарта. М., 1965; Koch Н. А. Das deutsche Singspiel. Stuttg., 1974; Das deutsche Singspiel im 18. Jahrhundert: Quellen und Zeugnisse zu Ästhetik und Rezeption / Hrsg. von R. Schusky. Bonn, 1980; Das deutsche Singspiel im 18. Jahrhundert: Colloquim. Hdlb., 1981; Bauman Т. North German opera in the age of Goethe. Camb., 1985; Аберт Г. В. А. Моцарт. 2-е изд. М., 1988. Ч. 1. Кн. 2; Krämer J. Deutschsprachiges Musiktheater im späten 18. Jahrhunderts: Typologie, Dramaturgie und Anthropologie einer populären Gattung. Тüb., 1998. TI 1-2; Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М., 2000.