Золотник

ЗОЛОТНИК, устройство в машинах и механизмах, служащее для управления потоком рабочей жидкости, пара или газа. Простейший (коробчатый) золотник изобрёл английский механик У. Мёрдок (1799); золотниковое распределение топливной смеси было применено в 1860-х годах Э. Лену аром для двигателя внутреннего сгорания в качестве впускного и выпускного клапанов. Распространение получил цилиндрический золотник (рис.): два поршня на общем штоке, которые перемещаются во втулке (корпусе) с отверстиями (окнами). При возвратно-поступательном движении поршня внутри цилиндра золотник осуществляет периодический впуск рабочего тела в цилиндр и выпуск отработавшего газа в атмосферу через окна, соединяя при этом в требуемой последовательности рабочие полости машины. Для обеспечения лёгкого скольжения поршня необходима достаточно высокая точность обработки внутренней полости цилиндра, так называемого золотникового зеркала. Золотник  (плоский, цилиндрический, клапанный и др.) применялся в системах парораспределения для регулирования мощности в паровых машинах. Современные золотники используются в гидросистемах рабочих органов дорожных, строительных и других машин. Управление золотником осуществляется: вручную (с помощью системы рычагов, тяг); дистанционно-механическим (гибкими тросиками), дистанционно-гидравлическим или электрогидравлическим способом. Золотники  могут иметь несколько фиксированных положений (2-, 3-, 4-позиционные), что обеспечивает поочерёдное или одновременное управление несколькими исполнительными механизмами, т. е. позволяет совмещать операции в рабочем цикле машины.

Золотник

Цилиндрический золотник: 1, 2- поршни; 3 - шток; 4 - втулка; 5 - окна.

Т. Г. Гаспарян.