«Зорвед»
«ЗОРВЕД», «Коллектив расширенного наблюдения» (КОРН), российское художественное авангардистское объединение (1919-32). Сложилось в Петрограде (Ленинграде) из учеников М. В. Матюшина по «Мастерской пространственного реализма» в СХУМ и его сотрудников по Отделу органической культуры Института художественной культуры - Гинхука (И. В. Вальтер, О. П. Ваулина, С. С. Васюк, Н. И. Гринберг, В. Э. Делакроа, Е. М. Магарил, Т. И. Сысоева, Е. С. Хмелевская, семья Эндер). Название «Зорвед» было составлено из частей слов «зоркость» («зор») и «ведание» («вед»). Члены группы разрабатывали теорию восприятия цвета, опираясь на предложенную Матюшиным концепцию «расширенного смотрения». В рамках изобретённого метода расширенного до 360° видения реальности велись исследовательские работы над комплексным восприятием цвета, формы, звука; теория и опытные данные служили основой художественного творчества участников объединения. Его манифест «Не искусство, а жизнь» был напечатан к открытию Выставки петроградских художников всех направлений (1923), в которой участвовали члены «Зорведа» (часть их работ экспонировалась на 14-й биеннале в Венеции в 1924). Последняя выставка «Зорведа» состоялась в Ленинграде (1930). В 1930-32 годах под руководством Матюшина был подготовлен коллективный труд «Закономерности изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), ставший наиболее значительным результатом работы «Зорведа».
Лит.: Костров Н. И. М. В. Матюшин и его ученики // Панорама искусственного М., 1990. Вып. 13; Повелихина А. Мир как органическое целое// Великая утопия. Берн; М., 199З.
А. С. Шатских.