Зосима (церковный деятель)

ЗОСИМА (не позднее 1455 - не ранее 15.12.1510), русский церковный деятель, писатель. По некоторым косвенным данным, происходил из Северо-Восточной Руси. Архимандрит московский Симонова монастыря (1485-90), увеличил его земельные владения, сохранил налоговые и судебно-административные льготы для ряда монастырских вотчин, закрепил права собственности на спорные территории, способствовал увеличению пахотных земель и росту числа крестьянских дворов, расширил связи монастыря в придворной и дворцово-приказной среде.

Митрополит Московский и всея Руси (26.9. 1490-17.5.1494), поставлен поместным собором Русской православной церкви, причём впервые из настоятелей монастырей, а не из епископов. По мнению Б. А. Успенского, избрание Зосимы происходило по новому, сходному с византийским образцом, чину: собор предложил трёх кандидатов, из которых великий князь московский Иван III Васильевич (уподоблявшийся византийскому императору) выбрал одного. Позднее (после 1504) Иосиф Волоцкий, личный враг Зосимы, тенденциозно объяснял его поставление тем, что еретик протопоп Успенского собора в Москве Алексей повлиял на Ивана III «волхованием», а также ложно обвинял Зосиму в покровительстве московскому кружку еретиков ещё до сентября 1490. Зосима вёл заседания церковного собора 17.10.1490, рассмотревшего обвинения в еретичестве в адрес ряда москвичей и новгородцев и осудившего их за «хулы» Христа, Богоматери и «поношение» икон. Зосима скорее формально, в качестве руководителя собора, подписал «Соборный приговор» и «Поучение» против еретиков, основанные на материалах, присланных архиепископом Новгородским Геннадием. Примерно тогда же между Зосимой и Геннадием возник конфликт на формальных основаниях, но, видимо, с политическим подтекстом, вызванным известным недоверием московских властей к новгородскому владыке. В феврале 1492 года Зосима соборным решением произвёл важные перемены в составе епархий: митрополичьи приходы, главным образом приходы новгородской кафедры в Вологде и Вологодском уезде, были переданы в Пермскую епископию. Уделял немало внимания хозяйственной жизни митрополичьих монастырей (особенно владимирских) и самой кафедры, активно занимался строительством в митрополичьей резиденции в Кремле (в 1493 построены каменные «кельи»).

Реклама

Автор «Изложения пасхалии» (утверждено на соборе в ноябре 1492). Новая пасхалия была рассчитана на 20 лет (предшествующая доведена до 1491/92, или 7000 от Сотворения мира, когда ожидали конца света и второго пришествия Христа). Одновременно по указанию Зосимы в ряде епархий проводились расчёты, подтвердившие точность сделанных в Москве исчислений. Новая пасхалия объективно опровергала некоторые тезисы еретиков о трактовке конца света. Однако наибольшее значение имела сформулированная в «Изложении пасхалии» теория, уподоблявшая «государя и самодержца всея Руси» Ивана III римскому императору Константину Великому. Одни российские учёные (А. А. Зимин, Я. С. Лурье и др.) трактуют её как предшествующую теории «Москва - третий Рим» и акцентируют соответствующие политические аспекты, другие (прежде всего Н. В. Синицына) - подчёркивают её конфессиональный характер. В теории Зосимы апостольские времена сравнивались с Крещением Руси князем Владимиром Святославичем, современная же Зосиме эпоха - с временами Константина. Зосима писал, что «новый Константин», Иван III, «веру утверди», «отгна яко волкы» еретичествующих на православие, а дарованный ему святой скипетр - «непобедимо оружие на все врагы», в том числе «неверных» и «супостатов». Зосима подчёркивал преемственность по отношению к византийским императорам русских правителей как распространителей и защитников православной веры и Церкви. Теория Зосимы обозначала пределы (вся территория государства) и самодержавный характер верховной власти монарха в Русском государстве. Его сочинение вошло в корпус текстов, на основе которых формировалась идейно-политическая доктрина Русского государства.

Покинув митрополичий престол, Зосима поселился сначала в Симоновом монастыре, не позднее зимы 1494/95 - в Троице-Сергиевом монастыре. Мотивы его ухода неясны. Архиепископ Геннадий в официальном тексте писал о «немощи» Зосимы, но уже в своде 1497 сказано, что он ушёл «не по своей воли», то есть решение об этом было принято Иваном III. Сомнительно, что решающую роль в уходе Зосимы сыграли отдельные иерархи или Иосиф Волоцкий, который называл его «злобным волком», «Июдой предателем... иже оскверни святительский великий престол». Эти несправедливые обвинения были вызваны принадлежностью Зосимы к течению нестяжателей в Русской православной церкви, о чём говорит принадлежавший ему сборник текстов и выписок. В конце декабря 1495 или начале января 1496 (в отсутствие Ивана III в Москве) Зосима, вопреки каноническим правилам, причащался в соборе Троице-Сергиева монастыря в полном святительском облачении, «став на орлеце», что свидетельствовало о несогласии Зосимы со своей отставкой. Это событие повлекло его дальнейшее перемещение. Не позднее 1508 Зосима был обвинён в том, что ещё в бытность митрополитом был замечен в «непомерном питии» и «нерадении» о церковных делах, что, возможно, имело некоторые основания. К 1510 он оказался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. В декабре 1510 по его поручению в Ферапонтов монастырь была дана в качестве поминального вклада рукопись Слов Григория Богослова.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982; Каган М. Д. История библиотеки Ферапонтова монастыря // Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1991; Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. М., 1998; Синицына Я. В. Третий Рим. М., 1998; Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси конца XV в. СПб., 1999; Алексеев А. И. Под знаком времен. СПб., 2002.

В. Д. Назаров.