Зосимова пустынь

ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ (Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь), мужской монастырь, один из духовных центров Владимирской области.

Расположена в Александровском районе Владимирской области, на правом берегу реки Молокча. Название пустыни связано с преподобным Зосимой Владимирским, схимонахом Троице-Сергиевой лавры, основавшим пустынь во 2-й половине 17 века, и чтимой им иконой Божией Матери «Смоленская». Пустынь существовала до 1710-х годов, затем была закрыта; возобновлена в 1728-1764; во 2-й половине 18 века, в связи с секуляризацией церковных владений, опять пришла в запустение. Вновь восстановлена в 1867 году как хозяйственный хутор Боголюбской киновии Троице-Сергиевой лавры. Статус отдельной пустыни, приписанной к лавре, получила в 1897. Важную роль в её дальнейшем становлении и развитии сыграл лаврский архимандрит Павел (Глебов; умер в 1904), на должность настоятеля Зосимова пустыни им был приглашён иеромонах Герман (Гомзин; умер в 1923) из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. В 1898 к братии присоединился преподобный Алексий (Соловьёв; умер в 1928), объединивший вокруг себя значительную группу духовных чад, в том числе преподобномученицу великую княгиню Елизавету Фёдоровну, схиигуменью Фамарь (Марджанову), членов московского религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова - С. Н. Булгакова, отца П. Флоренского, профессоров, преподавателей и учащихся Московской духовной академии и др.

Реклама

ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬВ 1894-1900 годах был построен главный собор Зосимова пустыни в честь иконы Божией Матери «Смоленская» (собор с двумя приделами - Архангела Рафаила и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких - по проекту архитектора А. А. Латкова возведён на месте каменной часовни 1878, располагавшейся, в свою очередь, на месте существовавшей с 18 века часовни над захоронением преподобного Зосимы), в 1893 - церковь Преподобного Сергия Радонежского в трапезном корпусе, в 1899 - надвратная Всехсвятская церковь. Обитель была также обнесена 600-метровой кирпичной каменной стеной с 4 угловыми жилыми башнями и трёхъярусной колокольней с курантами по проекту Латкова (утрачена).

После 1917 пустынь была превращена в сельскохозяйственную трудовую артель; в мае 1923 упразднена по решению александровских уездных властей, иноки перешли в другие монастыри.

Зосимова пустынь дала русской православной духовной традиции целую плеяду старцев, среди которых многие были прославлены как новомученики и исповедники российские. Среди наиболее известных старцев Зосимова пустыни: схиархимандрит Игнатий (Лебедев), игумен Платон (Климов), архимандрит Исидор (Скачков), иеромонах Макарий, иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), схиигумен Митрофан, архимандрит Мелхиседек, схимонах Симон (Кожухов), архимандрит Никита (Курочкин), архимандрит Зосима (Нилов). В советский период в Зосимова пустыни долгое время находилась воинская часть; пустынь возрождена в 1992. В июле 1994 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) мощи преподобного Алексия были перенесены из Сергиева Посада в Зосимова пустынь и помещены в Смоленском соборе в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

В начале 21 века братия Зосимова пустыни насчитывает 18 человек (2007). Обитель имеет подворье в селе Волохово (храм Святых Бориса и Глеба).

Лит.: Стромилов Н. Зосимова пустынька. М., 1874; Леонид (Кавелин Л. А.), архимандрит Зосимина пустынька и ее основатель блаженный старец Зосима. М., 1888; Корсунский И. Н. Зосимина пустынь Александровского уезда Владимирской епархии. Исторический очерк и описание пустыни. Сергиев Посад, 1895; Серафим (Чичагов), иером. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губернии Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899; Смоленско-Зосимова пустынь. М., 1984.

Инок Филипп (Челноков).