Зуни

ЗУНИ (от испанского зуньи, на языке керес - суни, самоназвание - ashiwi), индейский народ группы пуэбло на юго-западе США. Живут в основном в резервации Зуни на западе штата Нью-Мексико, на границе со штатом Аризона. Численность 9,3 тысяч человек (2000, перепись). На изолированном языке зуни свободно говорят более 70% зуни; письменность на основе латинской графики, ведётся радиовещание, незначительное обучение в начальной школе. Распространён также английский язык. Придерживаются традиционных культов.

Зуни Традиционная культура типична для индейцев-земледельцев Юго-Запада США. Занимались поливным и богарным земледелием (кукуруза, фасоль, тыква), собирательством и охотой (олени, антилопы, кролики), ремёслами (ткачество, гончарство, плетение корзин). Делятся на матрилинейные роды (в 1977 - 14), носящие тотемные имена. Система терминов родства бифуркативная с элементами системы «кроу» и слиянием альтернативных поколений. Выделяются категории «младших», «равных», «старших» и «старейших» родственников. Сиблинги различаются по относительному возрасту и полу. Характерны ритуальные корпорации: мужские «общества кивы», каждое со своим святилищем - кивой (в 1977 - 6), объединённые в корпорацию Котиканне; знахарские общества (тикаве), доступные для мужчин и женщин (в 1977 - 12). Особое место занимают жреческие корпорации, представители которых олицетворяют духов, также называемых Жрецами. «Жрецы дождя» (ашивани; в 1977 - 16), из которых особо выделялся глашатай (пеквинне), ассоциируемый с зенитом, бывший также хранителем календаря и жрецом Солнца. «Жрецы лука» (апила ашивани; в 1977 - 2) поддерживали порядок, вели войны, преследовали ведьм (ахаликви). Традиционная космологическая модель ориентирована по 6 направлениям, каждое со своим цветовым определением (север - жёлтый, юг - красный, запад - синий, восток - белый, зенит - многоцветный, надир - чёрный). Под надиром лежат 4 нижних мира, над зенитом - 4 верхних мира. Основные культы - Солнца (Отец-солнце), Луны (Мать, лунный свет дарящая), Земли (Мать-земля), духов-качина и др.

Реклама

К началу контактов с испанцами (1536) насчитывали 4-6 тысяч человек, жили в 6 поселениях-пуэбло по реке Зуни (приток реки Литл-Колорадо) и её притокам. Были номинально покорены испанцами, участвовали в восстании пуэбло 1680, были вторично завоёваны в 1692 году и переселились в одно пуэбло (Зуни). Попытки христианизации зуни были безуспешны, в 1820 францисканская миссия была закрыта. Ослабление политического и религиозного давления привело к частичной нормализации отношений с испанцами. У них были заимствованы техника металлообработки, сельскохозяйственной  культуры (пшеница, овёс, персики), скотоводство (овцы и ослы), система светской власти во главе с «губернатором», необходимая для сношений с внешним миром. Апачи и навахо, появившиеся в 15 - начале 16 века, освоив к началу 18 века коневодство и овцеводство, стали основными противниками зуни. Появление американцев (середина 19 века) незначительно повлияло на зуни. В 1877 была образована резервация, включившая ядро их традиционной территории. До начала 20 века власть осуществлял совет 6-7 старших жрецов, ежегодно назначавший «губернатора» и его помощников. В начале 20 века в совете жрецов образовались две фракции: консервативная («католическая») и прогрессивная («антикатолическая»). С 1934 года управляются выборным племенным советом. В 1970 (первыми из индейцев США) приняли племенную конституцию, управление резервацией полностью перешло от федерального Бюро по делам индейцев (БДИ) к «губернатору» и племенному совету.

Зуни

Педро Пино, «губернатор» пуэбло Зуни в 1840-50-х годах Штат Нью-Мексико. Фото Дж. К. Хиллерса. 1879. Смитсоновский институт (Вашингтон).

Современные зуни - один из самых экономически развитых народов пуэбло, многие имеют высшее образование. Современные занятия - работа по найму, традиционные ремёсла (производство серебряных украшений с бирюзой, амулетов из камня, расписной керамики; практически исчезли ткачество и плетение корзин), скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади); земледелие сохраняется незначительно (в том числе возделывание кукурузы для ритуальных целей), полностью оставлено традиционное мужское занятие - возделывание и уход за персиковыми садами. Сохраняют традиционную социальную организацию и мировоззрение.

Лит.: Cushing F. Н. Zuni fetiches. Wash., 1883; Eggan F. R. Social organization of the Western Pueblos. Chi., 1950; Smith W., Roberts J. М. Zuni law: а field of values. Camb., 1954; Stevenson М. С. The Zuni Indians. 2nd ed. Wash., 1970; Crampton С. G. The Zunis of Cibola. Salt Lake City, 1977; Finding the center: narrative poetry of the Zuni Indians. Lincoln, 1978; Ladd Е. J. Zuni social and political organization // Handbook of North American Indians. Wash., 1979. Vol. 9: Southwest; Kroeber А. L. Zuni kin and clan. 2nd ed. N. Y., 1984.

Г. Б. Борисов, А. А. Истомин.