Звериный стиль

ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название художественных стилей в древнем и средневековом декоративном искусстве, основанных на стилизованных изображениях реальных и фантастических животных и частей их тела. Для звериного стиля характерно натуралистическое подчёркивание отдельных анатомических деталей в сочетании с линейной стилизацией и орнаментализацией.

Специфические приёмы стилизации зооморфных изображений вырабатываются в искусстве древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Ирана, Китая и др. За их пределами в железном веке и раннем Средневековье звериный стиль складывается в искусстве Латена (рис., 1), в степных культурах Евразии (скифо-сибирский звериный стиль; рисунки, 2, 3), у финно-угров (пермский звериный стиль; рисунок, 4), германцев, в искусстве Британских  островов, развивавшемся на основе кельтских (смотри Гэлы) и германской традиций (рис., 5), и др.

Звериный стиль

Существовало взаимовлияние звериного стиля с анималистической орнаментикой цивилизаций Востока и античного мира. В рамках так называемого германского звериного стиля II сформировалась тератология - изображение животных, часто удлинённых, «змеевидных» пропорций, в сильно изогнутых позах, обычно в соединении с плетёным орнаментом (рис., 5, 6). Тератология (часто с растительными элементами) получила развитие в более позднем искусстве Средневековья, особенно в 11-12 веках: фасадная резьба романских и русских соборов, деревянная резьба норвежской ставкирке, русский ювелирный орнамент (рис., 7) и др. К позднейшим памятникам тератологии относится орнамент южнославянских и русских рукописей 12-16 веков. Традиции звериного стиля прослеживаются в народной орнаментике Нового времени. К звериному стилю типологически близка зооморфная орнаментика древнеберингоморской культуры, индейцев Северо-Запада Северной Америки, маори и др.

Е. В. Смирницкая.