Жанр

ЖАНР (французский genre, от латинского genus - род), тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно-структурными и/или содержательными признаками. Подразделение на жанры существует во всех видах искусства, кроме архитектуры. Принципы выделения жанров в различных искусствах, имея общие черты, в значительной степени зависят от специфики данной сферы художественной деятельности.

В литературе в зависимости от принадлежности к тому или иному роду литературному обычно выделяются жанры эпические (эпопея, былина, сказка, повесть, рассказ, героическая поэма и др.), лирические (ода, элегия, послание и др.) и драматические (комедия, трагедия, мелодрама, водевиль и др.). В фольклоре и в литературе на начальной, архаической стадии её развития жанры были в значительной степени регламентированы условиями их бытования (их функцией и местом в обряде, общественном действе, культе и т.п.). Позднее жанры получают чисто литературное обоснование в поэтике и риторике. Первый опыт жанровой классификации содержится в «Поэтике» Аристотеля, который разделил произведения по предмету, способу и средствам подражания. Комментаторы «Поэтики» в 16-17 веках создали единую жанровую систему, разделив жанр в соответствии с иерархией стилей (смотри Трёх стилей теория) на высокие (трагедия, героическая поэма, ода), средние (сатира, послание, элегия, эклога) и низкие (комедия, пастораль, басня, песня). Жанр  стал главной категорией поэтики, его признаки были строго регламентированы. Романтизм положил конец этой регламентации, провозгласив творческую индивидуальность свободной от жанровых канонов. В поэтике романтизма разрушается иерархия жанра (на первый план нередко выходят «низкие» жанры, например песня в лирике немецких романтиков), границы между ними зачастую стираются, возникают литературные явления, лишённые жанровой отчётливости (лирического стихотворения). Высшим проявлением жанровой свободы в литературе стал роман Нового времени, не имеющий прямых аналогий в античности и не охваченный предписаниями поэтики. Осмысление романа привело к формированию современных концепций жанра, представляющих любой текст как поле столкновения различных жанровых принципов. Утративший значение вневременной нормы и понимаемый в свете исторической изменчивости и динамики, жанр продолжает существовать в современной литературе как смысловой комплекс, несущий в себе «память» литературной традиции.

Реклама

В изобразительном искусстве под жанром понимают совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем (анималистический, батальный, бытовой, исторический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория, фантастика). Современное понятие жанра и иерархия жанров, также их подвидов получили наибольшее развитие на почве станковой живописи (начиная с 15 века). В скульптуре разделение на жанры несколько иное, поскольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рельеф); однако и здесь сохраняются устойчивые тематические жанры (портрет, исторический, батальный, анималистический, бытовой жанр). Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства: некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые жанры - обычно в результате дифференциации ранее существовавших жанров (например, появление архитектурного пейзажа, ведуты, марины как разновидностей пейзажного жанра). Возникают и новые, синтетические жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром, так называемая портрет-картина). Термины «жанр», «жанровый» нередко означают собственно бытовой жанр.

В музыке категория жанра объединяет виды музыкального творчества в связи с их происхождением, внутримузыкальными характеристиками (форма, тип композиторского письма), а также с условиями исполнения, восприятия и другими внешними факторами (жизненное предназначение музыки, её связь со словом, танцем, другими искусствами). Исторически первичны жанры, связанные с определёнными общественными функциями, выполняемыми музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях (музыка как элемент культа, церемониала и т.п.). В древних пластах музыкального фольклора, профессиональном устном творчестве жанровый канон определяет тип инструментария, характер исполнения, набор устойчивых мелодических и ритмических формул, лежащих в основе импровизации. В 17-19 веках с постепенным признанием художественной самостоятельности музыки сложилась разветвлённая система исторически вторичных автономно-музыкальных жанров, свободных от прикладных задач и существующих исключительно ради слушания (концерт, симфония, соната и т.п.). При этом первичные жанры художественно переосмыслились: стали, с одной стороны, содержательно-ассоциативными моделями, знаками, усиливающими образную характерность (в связи с этим Б. В. Асафьев писал о «маршевости» в музыке Л. ван Бетховена, «вальсовости» у П. И. Чайковского), и, с другой стороны, исходным моментом индивидуальной работы композитора, в котором обозначена его связь с традицией. В числе главных классификационных критериев в типологии вторичных жанров выделяются родовые характеристики, общие для музыки и литературы (эпическая или лирическая опера, музыкальная драма), характер отражаемого жизненного материала (комическая или трагическая опера), тип экспрессии (лирическая миниатюра), исполнительский состав (струнный квартет).

Понятия «жанровый», «жанровость» в музыке нередко обозначают опору на бытовые музыкальные жанры.

Лит.: Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5; Friedländer М. J. Landscape, portrait, stilllife; their origin and development. Oxf., 1963; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. [Кн. 2]: Роды и жанры литературы; Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981. [Вып.] 2; он же. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Там же. Л., 1983. [Вып.] 3; Schaeffer J.-М. Qu’estce qu’un genre littéraire? Р., 1989; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003; Handbuch der musikalischen Gattungen. Laaber, 2005. Bd 15: Theorie der musikalischen Gattungen.