Железнодорожная автоблоки­ровка

Железнодорожная автоблоки­ровкаЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОБЛОКИРОВКА, система регулирования движения поездов на перегонах по сигналам светофоров, установленная на границах участка железнодорожного пути (блок-участка); предназначена для предотвращения столкновений (наездов) поездов, сходов вагонов и локомотивов с рельсового пути. Железнодорожная блокировка применяется на железных дорогах России с 1930-х годов. В систему входят рельсовая цепь, проходные (станционные и путевые) светофоры и устройства управления их огнями. Рельсовая цепь состоит из рельсовой линии, передатчика сигналов, приёмника информации (рис.). Рельсовая цепь, через которую колёсные пары воздействуют на аппаратуру управления огнями светофора, работает в трёх режимах: нормальном, когда в пределах блок-участка отсутствует поезд или разрушенный рельс; шунтовом - на блок-участке находится поезд (цепь зашунтирована колёсными парами); контрольном - на блок-участке есть разрушенный рельс. На железных дорогах применяют светофоры с огнями 3, 4, 5, иногда 8 цветов. На российских железных дорогах наиболее часто используется блокировка с трёхцветными светофорами (трёхзначная). Различают децентрализованные системы, когда релейные шкафы с аппаратурой находятся непосредственно около светофоров, и централизованные - аппаратура смонтирована на станциях и соединена с рельсовыми цепями кабельными линиями. Применяется также система безрельсовых цепей: обнаружение подвижного состава осуществляется установленными на границах блок-участков счётчиками осей, автоматически определяющими число колёсных пар, поступивших на блок-участок, и колёсных пар, сошедших с него. Совпадение этих чисел свидетельствует о полном освобождении блок-участка; при этом, однако, отсутствует контроль за целостностью рельсов.

В. М. Лисенков.