Железнодорожного транспорта институт

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИНСТИТУТ, первый в России экспериментальный научно-исследовательский центр в этой отрасли. Основан в 1918 году в Москве на базе Конторы опытов над типами паровозов, созданной в 1912 году; ныне Всероссийский НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Структура института и его название изменялись в связи с необходимостью выделения конкретных исследований в отдельные направления. В 1935 году на базе института были созданы два крупных научных центра: НИИ железнодорожного транспорта (НИИЖТ) и НИИ пути и строительства (НИИПС). Из ВНИИЖТ в 1988 году выведено отделение автоматики, телемеханики и связи (НИИАТ, с 1998 ВНИИАС); в 2001 создано отделение управления движением на железнодорожном транспорте.

В институте ведутся работы по следующим направлениям: создание единой автоматизированной системы управления отраслью; разработка информационных систем, технологической и нормативно-правовой баз управления перевозочным процессом; создание систем телекоммуникаций и связи для построения комплексных информационных технологий; разработка систем безопасности движения; защиты и сохранения окружающей среды и др.

В разные годы институт возглавляли: В. Н. Образцов, Т. С. Хачатуров, А. Д. Каретников, И. А. Иванов, А. П. Петров, М. И. Вахнин, В. М. Казаринов, В. Ф. Егорченко, Б. Д. Никифоров, В. Г. Иноземцев, А. Л. Лисицын и др.

Железнодорожного транспорта институту принадлежит экспериментальное кольцо (ст. Щербинка, Московской железной дороги), построенное в 1932 году, на котором отрабатываются созданные технические средства, проводятся испытания, позволяющие соединить лабораторную точность исследований с реальными условиями эксплуатации. В институте выпускаются «Труды», «Вестник» и другие печатные издания.

Лит.: Ученые ВНИИЖТа / Под редакцией И. С. Беседина. М., 2006.

Н. А. Голованова.