Жемьё Фирмен
ЖЕМЬЁ (Gémier) (настоящая фамилия Тоннер, Tonnerre) Фирмен (21.2.1869, Обервилье, близ Парижа - 26.11.1933, Париж), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. Сын трактирщика. С 1887 года Жемьё участвовал в любительских спектаклях, посещал драматические курсы, подрабатывал клакером в парижских театрах. Существенное влияние на эстетическое формирование Жемьё оказал «Свободный театр», куда в 1892 году его пригласил А. Антуан как актёра и помощника режиссёра. В этом театре Жемьё сыграл более 20 ролей, среди лучших - старик Баумерт («Ткачи» Г. Гауптмана). В 1895-1906 играл во многих театрах Парижа (в том числе «Амбигю-Комик», «Одеон»). Одной из крупнейших актёрских удач Жемьё стала роль папаши Убю («Король Убю» А. Жарри), созданная в 1896 в театре «Творчество» под руководством О. М. Люнье-По. Мастер грима, Жемьё обладал виртуозной актёрской техникой. В 1897 был приглашён в «Театр Антуана», где занял ведущее положение. Оставив эту труппу в 1900 году, работал в парижских театрах «Жимназ», «Ренессанс», «Шатле». Стремясь самостоятельно определять репертуарную политику, ориентируясь на широкого зрителя, отдавал предпочтение пьесам Э. Золя, А. Бека, Р. Роллана, Э. Фабра; открыл для Франции драматургию А. В. Сухово-Кобылина (поставил «Свадьбу Кречинского», сезон 1901/02). Переходя в 1901-02 из театра в театр, в 1903 был приглашён в Швейцарию для организации народного празднества в честь 100-й годовщины присоединения кантона Во к Швейцарской Федерации (этот опыт Жемьё развил в 1919 и 1920, когда стал режиссёром подобных народных праздников в Париже). В 1904 году после гастролей в петербургском Михайловском театре Жемьё получил предложение от В. А. Теляковского возглавить французскую труппу, но возвратился в Париж. В 1906-21 директор, актёр, художник и один из пайщиков «Театра Антуана»; в начале 1920-х годов открыл при этом театре «Драматическую консерваторию». В 1906-14 поставил около 70 пьес (в том числе в 1907 впервые во Франции инсценировал роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, сыграл роль Каренина). Организатор Национального передвижного театра (1911-1913) на базе труппы «Театра Антуана», гастролировавшей по французской провинции с классическим репертуаром. В 1916 создал во Франции Шекспировское общество, ставил пьесы У. Шекспира. В 1920 организовывал массовые зрелища в помещении Зимнего цирка (Париж), где поставил действа «Эдип, царь Фив» (Жемьё в заглавной роли) и «Большая пастораль». В том же году в Париже открыл Национальный народный театр во дворце «Трокадеро» (до конца жизни оставался его директором, продолжая работать как актёр в других театрах). В 1922-30 руководил театром «Одеон». В 1926 году создал Всемирное театральное общество (первый конгресс состоялся в Париже в июне 1927). Творчество Жемьё, сторонника и пропагандиста идей народного театра, оказало значительное влияние на развитие сценического искусства Франции и Европы в целом. Снимался в фильмах: «Человек, совершивший убийство», «Матерь скорбящая», «Человек без имени», «Ракета», «Самум» (1933, режиссёр Жемьё). Награждён орденом Почётного легиона (1910).
Реклама
Соч.: Театр. Беседы, собранные П. Гзэллем. М., 1958.
Лит.: Blanchart Р. F. Gémier. Р., 1954.
Е. А. Дунаева.