Жэнь

ЖЭНЬ (гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта), одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта:

1) морально-психологический - «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «должной справедливостью» (и), этико-ритуальной «благопристойностью» (ли), «разумностью» (чжи), «благонадёжностью» (синь);

2) социально-этический - совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу;

3) этико-метафизический - симпатическая взаимосвязь отдельной личности и всего сущего, включая неодушевлённые предметы.

В конфуцианстве жэнь сразу стало центральным понятием, определявшимся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти, с другой - как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности», реализующее золотое правило нравственности: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам» (Конфуций. Лунь юй, XII, 1; VI,28).

Реклама

У Конфуция жэнь - специфический атрибут «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущий «ничтожному человеку» (сяо жэнь), но уже у его ближайших последователей оно стало универсальным началом, образующим человеческую личность. Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь в соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без которого человек перестаёт быть человеком, следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь минь) считал «любовь [к миру] вещей», т. е. ко всему сущему. Введённое им понятие «жэнь чжэн» - «гуманное правление» - стало впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии.

В раннем даосизме жэнь подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе («небу и земле») и явившееся результатом деградации дао и дэ. В «Дао дэ цзине» жэнь признано благотворной основой общения людей, а в «Чжуан-цзы» распространено и на неживую природу в качестве «принесения пользы вещам» (ли у).

В позднем, так называемом религиозном, даосизме, в «учении о таинственном» (сюань сюэ) и в буддизме жэнь стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между «я» и «не-я» (у во).

Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и другие представители неоконфуцианства трактовали жэнь как атрибут Неба, органическое единство индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь физическому параличу, обозначаемому медицинским термином «бу-жэнь» (буквально - негуманность). Тань Сытун в первом в китайской философии специально посвящённом жэнь трактате «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности», частичный русский перевод - 1961) идентифицировал жэнь с общеприродной «силой любви» (ай ли), всеобъемлющим проявлением мировой субстанции - эфира (итай). Философы 20 века истолковывали жэнь в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве - как принцип «моральной метафизики», выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин).

Лит.: Chan Wingtsit. The evolution of the confucian concept Jen // Philosophy East and West. 1955. Vol. 4. № 4.

А. И. Кобзев.