Женевская школа в языкознании

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА в языкознании, одно из ведущих направлений в языкознании 1-й половины 20 века. Объединяла учеников и последователей Ф. де Соссюра по Женевскому университету - его непосредственных учеников, основателей школы Ш. Балли, А. Сеше, С. О. Карцевского и их учеников и последователей А. Бюрже, А. Фрея, Э. Сольберже, Р. Гёделя, Л. Прието, Ф. Кана, Р. Энглера и Р. Амакера. Официальный статус Женевская школа приобрела в 1940 году, когда было организовано Женевское лингвистическое общество и начал издаваться печатный орган школы - «Cahiers F. de Saussure» («Тетради Ф. де Соссюра»; 1-й номер вышел в 1941). В 1957 общество было распущено и образован Кружок Ф. де Соссюра.

Теоретические принципы Женевской школы сформировались под влиянием учения Ф. де Соссюра; работ основателей школы, в первую очередь Ш. Балли и А. Сеше; французской лингвистической традиции; современных им направлений в лингвистике и смежных науках, прежде всего в психологии. В качестве основного объединяющего начала выступали положения Соссюра, которые получили дальнейшее развитие.

Реклама

Важная отличительная черта Женевской школы - функционализм, то есть изучение механизма использования языка как семиологической системы в практике общения, в тесной связи с его носителем - человеком. Женевская школа, наряду с пражской лингвистической школой, - родоначальница функциональной лингвистики.

В отличие от Ф. де Соссюра, учёные Женевской школы изучали связь языка и речи: исследовали зарождающиеся в речи изменения и их превращение в новые элементы языка (А. Сеше), а также актуализацию виртуальных, потенциальных знаков языковых в процессе функционирования языка (Ш. Балли и С. О. Карцевский).

Развивая идеи Ф. де Соссюра об ограничении произвольности языкового знака, Балли и Карцевский разработали учение о мотивированности знака. Балли применил критерий мотивированности для типологического сравнения языков. Положение Соссюра о подвижном характере отношений между двумя сторонами знака получило развитие в теории асимметрического дуализма лингвистического знака Карцевского - противоречивый характер отношений между двумя сторонами знака, обусловленный его произвольностью, приводит к сдвигу отношений, к асимметрии означаемого и означающего в процессе актуализации.

Идеи Ф. де Соссюра о линейном характере знака лежат в основе учения Женевской школы о синтагме (Ш. Балли, С. О. Карцевский, А. Фрей, Р. Гёдель, Э. Сольберже). Её представителями разрабатывались также вопросы, относимые Соссюром к внешней лингвистике: связь языка и мышления, норма языковая и языковая политика. Социологический подход Балли к эффективности был принципиально новым в лингвистике первых десятилетий 20 века и послужил основой для создания новой лингвистической дисциплины - стилистики. Впервые был поставлен вопрос не об индивидуальных стилях, а о стилях как системных образованиях в их отношении к общеязыковой системе.

Грамматическое учение Женевской школы представлено синтаксической теорией А. Сеше, общей теорией высказывания Ш. Балли, синтагматическим синтаксисом А. Фрея и теорией транспозиции. Синтаксическая теория Сеше явилась новаторской, так как расширила грамматические исследования, ограниченные в 1-й трети 20 века морфологией, и осуществила синхронное описание синтаксиса на основе соссюровской дихотомии языка и речи, синтагматических и парадигматических отношений в системе языка.

Центральное место в теории высказывания Ш. Балли занимают понятия модуса (отношение субъекта к тому, что он сообщает) и диктума (представляет то, что сообщается). Женевской школе, наряду с пражской, принадлежит приоритет в разработке теории актуального членения предложения.

А. Фрей ставил перед синтаксисом 3 задачи: установить, с какими единицами он имеет дело; выяснить, каким образом эти единицы сочетаются между собой, образуя сложные выражения; изучить регулярные отношения, которые могут существовать между различными выражениями и классами выражений.

В Женевской школе впервые была разработана теория функциональной транспозиции - использования одной языковой формы в функции другой. Она во многом предваряет развитие структуральной, трансформационной и генеративной грамматик. Эта теория нашла также применение для исследования словообразования, синтаксической синонимии, семантичного синтаксиса, теории тропов и др.

Л. Прието последовательно развивал семиологические идеи Ф. де Соссюра. Он разработал так называемый ноологию (функциональную теорию означаемого) и является одним из основоположников знаковой теории дискурса.

В рамках проблематики «язык - человек - общество» лингвисты Женевской школы изучали движущие факторы языкового развития, связь языка и культуры, значение теории языка для общественной языковой практики.

В Женевской школе сложилось присущее только ей направление исследований - соссюрология. В работах Р. Гёделя, Р. Энглера и Р. Амакера канонический текст «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра, опубликованный посмертно на основе студенческих конспектов, сопоставлен с черновиками учёного; доказано отсутствие полной аутентичности этого издания идеям Соссюра.

Женевская школа положила начало ряду направлений исследований в лингвистике 20-21 века: стилистике, лингвистической прагматике, коммуникативному и функциональному синтаксису, сопоставительно-типологическим исследованиям, фразеологии.

Лит.: Sechehaye А. L’école génévoise de linguistique générale // Indogermanische Forschungen. 1927. Bd 44; Frei Н. Cas et dèse en français // Cahiers F. de Saussure. 1954. № 12; Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955; он же. Французская стилистика. М., 1961; А Geneva School reader in linguistics / Ed. R. Godel. Bloomington; L., 1969; Amacker R. Linguistique saussurienne. Gen., 1975; Сеше А. Очерк логической структуры предложения. М., 2003; Кузнецов В. Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму. М., 2003; он же. Учение Ф. де Соссюра в свете соссюрологии // Вопросы языкознания. 2006. № 5.

В. Г. Кузнецов.