Жерико Теодор

Жерико (Géricault) ТеодорЖЕРИКО (Géricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26.9.1791, Руан - 26.1.1824, Париж), французский живописец, график, скульптор. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса), испытал влияние современников - Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной; добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I; тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии, изучая творчество мастеров Возрождения. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого - противоборство человека и могучего вольного коня.

Реклама

Жерико (Géricault) ТеодорГлавной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие - гибель фрегата «Медуза» в 1816. Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус; всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой - зритель невольно чувствует себя участником происходящего. В процессе работы Жерико стремился к документальной точности: он разыскал очевидцев события, заказал плотнику точную копию плота, делал в морге зарисовки трупов. Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии; эстетизация дисгармоничного и отталкивающего, интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством; Жерико экспонировал её в Лондоне. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Среди портретов Жерико - изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Среди последних картин Жерико - «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега, и «Печь для обжига извести» (1821-22; обе - Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).

Жизнь Жерико рано оборвалась (умер после падения с лошади), однако его творчество сыграло значительную роль в утверждении романтизма во французской живописи, оказав влияние на творчество Э. Делакруа и искусство художников-реалистов (Г. Курбе).

Лит.: Терновец Б. Н. Т. Жерико. М.; Л., 1945; Жерико о себе и современники о нем. М., 1962; Прокофьев В. Н. Т. Жерико. М., 1963; Кожина Е. Ф. Романтическая битва. Л., 1969; Thuillier J., Grunchec Р. Tout l’œuvre peint de Géricault. Р., 1978; Турчин В. С. Т. Жерико. М., 1982; Eitner L. Géricault: his life and work. L., 1983; Bazin G. Th. Géricault: étude critique, documents et catalogue raisonné. Р., 1987-1997. Vol. 1-7; Géricault. (Cat.). Р., 1991.

В. В. Стародубова.