Жерсон Жан

ЖЕРСОН (Gerson) Жан (Жан Ле Шарлье де Жерсон, Иоанн Герсон; Jean Le Charlier de Gerson, Johannes Gerson[ius]) (14.12.1363, Жерсон-ле-Барби, Шампань - 12.7.1429, Лион), французский богослов, церковный деятель, проповедник и педагог. Почетное прозвище Доктор наихристианнейший (doctor christianissimus). Учился с 1377 года в Наваррской коллегии при Парижском университете; в 1381 окончил факультет искусств. С конца 1380-х годов читал курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского в Парижском университете; в 1395 наследовал своему учителю и другу Петру д’Айи в должности канцлера университета. В 1397-1401 во время пребывания в Брюгге разрабатывал план кардинальной реформы университетского образования, преодоления оторванности схоластического школьного богословия от живого религиозного опыта. Один из лидеров Соборного движения, Жерсон активно участвовал в преодолении Великой схизмы, в 1415-1418 был одним из ведущих деятелей Констанцского собора. В своих экклезиологических сочинениях этого периода («О единстве Церкви» - «De unitate Ecclesiae», 1409; «О праве Церкви смещать папу» - «De auferibilitate рарае ab Ecclesia», 1409; «О церковной власти и об источнике права» - «De potestate есclesiastica et origine juris», 1417) утверждал верховенство соборов над папой как гарантию единства Церкви. С 1419 года в целестинском монастыре в Лионе, где написал работу, благословляющую миссию Жанны д’Арк, а также педагогический трактат «О необходимости приведения детей ко Христу».

Реклама

Стремление Жерсона к духовному возрождению христианского общества, обновлению и углублению религиозной жизни лежит в основе его педагогических работ и многочисленных сочинений, посвящённых «мистическому богословию» («De mystica theologia speculativa», 1402-03; «De theologia mystica speculativa et practica», 1407, и др.), созерцательной практике медитации - постоянного личного общения с Богом, ведущего к преображению души (сочинения о «просвещении», «опрощении», «совершенстве» сердца и т.п.). Исходя из того, что интеллектуальные и эмоционально-волевые (аффективные) способности человека, постижение и влечение всегда взаимосвязаны и проявляют себя (в том числе и в акте веры) в едином нераздельном действии, Жерсон стремился к синтезу умозрительного и мистического богословия, с недоверием относясь к экзальтированному мистицизму, оторванному от прочного догматического основания и церковного предания (в этой связи он предлагал официально осудить видения святой Биргитты). Личность и труды Жерсона получили широкую известность, между 1483 и 1521 годами вышло 9 полных собраний его сочинений. Влияние Жерсона испытали как представители «нового благочестия» (devotio moderna) и отчасти М. Лютер, так и деятели католической Контрреформации.

Соч.: De mystica theologia / Éd. А. Combes. Lucani, 1958; Œuvres completes / Éd. Р. Glorieux. Р., 1960-1973. Vol. 1-10; Записка о реформе теологического образования [и др. соч.] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т. 2.

Лит.: Mourin L. J. Gerson, prédicateur français. Brugge, 1952; Morrall J. В. Gerson and the Great Schism. Manchester, 1960; Combes А. La théologie mystique de Gerson, profil de son évolution. Р., 1963-1965. Vol. 1-2; Bauer М. Die Erkenntnislehre und der Conceptus entis nach vier Spätschriften des J. Gerson. Meisenheim am Glan, 1973; Pascoe L. В. J. Gerson, principles of Church reform. Leiden, 1973; Burger С. Aedificatio, fructus, utilitas. J. Gerson als Professor der Theologie und Kanzler der Universität Paris. Тüb., 1986; Brown D. С. Pastor and laity in the theology of J. Gerson. Camb., 1987.

А. М. Шишков.