Жилярди
ЖИЛЯРДИ, Джилярди (Gilardi), швейцарские и российские архитекторы, работали в Москве.
Джованни Баттиста (Иван Дементьевич) (18.12.1755, Монтаньола, Швейцария - 13.2.1819, там же). Учился в Венгрии, совершенствовался в Италии, Франции, Польше. В 1787 году вместе с братьями Джозуэ и Витторио приехал в Россию. С 1799 архитектор московского Воспитательного дома, для которого возвёл восточную часть Окружного строения (1801). Принимал участие в строительстве Павловской (1802- 1807; проект архитектора М. Ф. Казакова) и Мариинской (1804-07; проект архитектора Андрея А. Михайлова) больниц, Странноприимного дома (1803; проект архитекторов Е. С. Назарова, Дж. Кваренги). После пожара Москвы осуществлял ремонт Вдовьего дома. По некоторым сведениям, исполнял работы в московских и подмосковных имениях Н. Н. Демидова и С. С. Голицына. Наиболее значительное сооружение - здание Александровского института (1809-11). В 1817 году вернулся на родину.
Джозуэ (Осип Дементьевич) (1766-1835), брат Джованни Баттисты. Работал архитектурным помощником на строительстве Екатерининского дворца в Лефортове (1789; позднее участвовал в перестройке дворца под казармы) и мауэрмейстером (мастером каменных дел) в Московской конторе городских строений (1803). Автор здания казарм у Покровских ворот (1800; совместно с архитектором Ф. К. Соколовым).
Реклама
Доменико (Дементий Иванович) [4.6 (по другим сведениям, 5.7).1785, Монтаньола, Швейцария - 27.12 (по другим сведениям, 27.2).1845, Милан; похоронен в монастыре Сан-Аббондио близ Монтаньолы], сын Джованни Баттисты. С 1796 года в России (с перерывами). Учился в Санкт-Петербурге в мастерских итальянских живописцев и в миланской Академии Художеств (1803-06). Один из ведущих зодчих послепожарной Москвы. Среди ранних проектов - памятник победы в Отечественной войне 1812 (1813-14). Реконструировал в строгих формах позднего классицизма здание Московского университета (1817-19; по рисункам Доменико выполнены роспись гризайлем актового зала и барельеф на фасаде, скульптор Г. Т. Замараев), занимался реставрацией и перестройкой Вдовьего дома (1818-1823), Екатерининского института (1818-27), здания Ремесленных заведений Воспитательного дома (1827-32) и др. С 1818 архитектор московского Воспитательного дома, для которого возвёл монументальное здание Опекунского совета (1821-26). Построенные им дома П. М. Лунина (1818-23) и С. С. Гагарина (1820-24) стали эталоном московской жилищной архитектуры. В творчестве архитектора важное место занимали проекты усадебных ансамблей: «Высокие горы» Усачёвых-Найдёновых в Москве (1829-32), Кузьминки; в усадьбах Суханове и Семёновское-Отрада им созданы величественные композиции усыпальниц. Вольный общник петербургской Академии Художеств (1830); член-корреспондент миланской Академии Художеств (1833). В 1832 уехал из России. Построил часовню близ своего поместья в Монтаньоле.
Александр (Александр Осипович) (10.1.1808 или 1806 - 1871), сын Джозуэ. Учился у отца и двоюродного брата Доменико. В Москве с 14 лет. С 1827 года архитектурный помощник Воспитательного дома (участвовал в реконструкции его корпуса Ремесленных заведений); в 1838-45 младший архитектор на строительстве Христа Спасителя храма. Возвёл католические храмы Святого Людовика (1833-35; совместно с Доменико) и апостолов Петра и Павла (1839-49). После отъезда Доменико завершил начатые им постройки и продолжил строительство в усадьбах Кузьминки (1832-47) и Семёновское-Отрада (1832-34).
Лит.: Crivelli А. Artisti ticinesi in Russia. Locarno, 1966; Белецкая Е. А., Покровская 3. К. Д. И. Жилярди. М., 1980; I. Gilardi: pittura, restauro, scultura, poesia, grafica, architettura. Mendrisio, 1986.