Жоскен Депре
ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Desprez, des Prez, des Prés) (около 1450 - 27.8.1521, Конде-сюр-л’Эско), французский композитор. Один из главных представителей франко-фламандской полифонической школы (смотри Нидерландская школа). В 1477-78 певчий в капелле церкви Экс-ан-Прованса, в 1480-е годы (возможно, также в конце 1490-х годов) служил у кардинала Асканио Сфорцы в Милане, в начале 1480-х годов, предположительно, при дворе Людовика XI, в 1489-95 - в папской капелле в Риме. В 1503-04 капельмейстер при дворе герцога Феррары. С 1504 до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в Кондесюр-л’Эско.
Уже при жизни Жоскен Депре получил признание как мастер церковной и светской музыки (О. Петруччи напечатал 3 выпуска его месс, что было исключительной для того времени честью; Т. Су зато и П. Аттеньян широко издавали его песни). Как «достойнейшего мастера» композиции его упоминают Ф. Гафури и П. Арон, позднее Г. Глареан и Дж. Царлино. Формирование стиля Жоскена Депре, возможно, проходило под влиянием Й. Окегема (Царлино утверждает, что Жоскен Депре был его учеником); мотет Жоскена Депре «Nymphes des bois» («Лесные нимфы»), написанный на смерть Окегема (1497), относится к числу наиболее известных его сочинений.
Реклама
Современная наука безоговорочно приписывает Жоскену Депре около 40 мотетов. Яркий образец раннего мотета - «Ave Maria... virgo serena» («Радуйся, Мария... светлая Дева») - уже обнаруживает типичную для зрелого Жоскена Депре прозрачность фактуры в сочетании с композиционным мастерством. К вершинным достижениям в этом жанре относятся: «Miserere mei, Deus» («Помилуй меня, Господи», написан для феррарского герцога в начале 16 века); 7-частный цикл больших мотетов «Vultum tuum deprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое»); «Illibata Dei virgo nutrix» («Непорочна Дева - кормилица Бога», с акростихом, в котором заключено имя композитора); «Liber generationis» («Родословная...») и парный ему «Factum est autem» («Когда же крестился весь народ...») - впечатляющие образцы работы с длинными прозаическими текстами из Евангелия от Матфея и от Луки, излагающими родословную Спасителя; «Planxit autem David» («И оплакал Давид [Саула]»), где гомофонная фактура драматически чередуется с имитационной; «Praeter rerum seriem» («Вопреки обычному ходу вещей»); «De profundis» («Из глубины [воззвал]») и др.
Жоскен Депре. Портрет (гравюра) из книги «Petrus Opmeer. Opus chronographicum orbis universi» (Antwerpen, 1611).
Хотя доля светских композиций в творчестве Жоскена Депре невелика, многие его песни (преимущественно на французские стихи) доныне очень популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, преимущественно гомофонному складу, умеренному и эффектному использованию имитации [например, в каноническом шансоне «Baisés moy, ma doulce amye» («Целуй меня, моя сладенькая»)]. Среди них фроттолы «In te Domine speravi» («На Тебя, Господи, уповал», написанная на причудливой смеси латинского и итальянского языков) и «El grillo» («Сверчок»), шансон «Mille regretz» («Тысяча сожалений»; долгое время считалась анонимной, авторство Жоскена Депре установил Д. Фаллоуз).
Изобретательная, иногда даже головоломная композиция, полифоническое мастерство в сочетании с прозрачностью вокально-хорового письма отличают мессы Жоскена Депре (всего 18; по поводу авторства некоторых из них мнения современных учёных разделились). В мессе «Di dadi» ритмическая реализация тенора в каждом из её разделов определяется случайным выбором - броском 2 игральных костей. В мессах на основе многоголосных песен «Fortuna desperata» («Несчастная судьба») и «Malheur me bat» («Беда меня настигла») композитор использует как сапtus firmi для отдельных частей мессы и голоса этих песен по отдельности, и целиком многоголосный блок - в виде коротких цитат оригинала (смотри Пародия в музыке). В самой протяжённой из всех месс Жоскена Депре - «L’homme armé» («Вооружённый человек») - каждая из частей начинается с очередной ступени натурального гексахорда (С, D, Е, F, G, А; смотри Сольмизация); этот постоянный сдвиг (при неизменно выдерживаемом дорийском ладе D) приводит к странному, но привлекательному нереинтонированию заданной мелодии. Пример «сквозной» разработки тематического материала - месса «La sol fa re mi» (такого типа мессу Ю. К. Евдокимова называет «мессой-парафразой»), где в основу большой композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза (её происхождение загадочно; по Глареану, таким образом Жоскен Депре зашифровал свой ответ неизвестному покровителю - «laisse faire moy» [«не мешай мне»]). Яркая особенность полифонической фактуры Жоскена Депре - двухголосные каноны. В мессе «Ad fugam» верхний голос с тенором ведут канон на всём протяжении сочинения (за исключением раздела «Benedictus»).
Широкое применение канонической имитации отмечается и во всех поздних мессах композитора, к числу которых относятся две мессы на песню «L’homme armé», «Hercules, dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский»), «Pange lingua» («Хвалите, уста»), «De beata Virgine» («О блаженной Деве»; была самой популярной мессой Жоскена Депре на протяжении 16 века), «Mater Patris» («Мать Отца»; ещё один пример мессы-пародии, здесь - на мотет А. Брюмеля). В мессе «Gaudeamus» («Возрадуемся») исследователи (В. Элдере) находят музыкальные иллюстрации христианской символики. В мессах Жоскена Депре специфически музыкальная логика (естественное интонационное развёртывание мелодии) иногда доминирует над логикой «текстовой» и литургической, вплоть до пренебрежения нормами латинского ударения - как, например, в мессе «L’ami Baudichon» (на тему безыскусной танцевальной песни фривольного содержания).
Многообразное по содержанию и композиционным формам творчество Жоскена Депре - типичный образец музыки Раннего Возрождения, а его полифоническая техника - вершина строгого стиля 15 века.
Соч.: Werken / Ed. А. Smijers е.а. Amst., 1921-1969. Bd 1-12; New edition of the collected works / Ed. W. Elders. Utrecht, 1987-2005. Vol. 1-28.
Лит.: Osthoff Н. Besetzung und Klangstruktur in den Werken von Josquin des Prez // Archiv für Musikwissenschaft. 1952. Jg. 9; idem. Josquin Desprez. Tutzing, 1962-1965. Vol. 1-2; Sparks Е. Н. Cantus firmus in mass and motet, 1420-1520. Berk.; Los Ang., 1963; Elders W. Das Symbol in der Musik von Josquin des Prez // Acta musicologica. 1969. Vol. 41; Josquin des Prez: Proceedings of the International Josquin Festival-Conference... 1971 / Ed. by Е. Lowinsky, В. Blackbums. L.; N. Y., 1976; Пелецис Г. Месса Жоскена Депре «Malheur me bat» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Евдокимова Ю. Музыка эпохи Возрождения: XV в. М., 1989 (История полифонии. Вып. 2а); Fallows D. Approaching а new chronology for Josquin: an interim report // Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft. New Ser. 1999. Bd 19; idem. Who composed «Mille regretz»? // Essays on music and culture in honor of Н. Kellmann. Р., 2001; The Josquin companion / Ed. by R. Sherr. Oxf.; N. Y., 2000 [с аудиоприложением].
С. Н. Лебедев.