Аборт (У Человека)

АБОРТ (латинский abortus, буквально - нерождение; выкидыш) у человека, прерывание беременности до истечения 22 недель или до достижения плодом массы 500 г. Аборты подразделяют на ранние (до 12 недель беременности) и поздние (13-22 недель беременности), самопроизвольные и искусственные. Ранние аборты (как правило, самопроизвольные) происходят без какой бы то ни было провокации, обычно в результате заболевания матери и плода; поздние аборты являются преднамеренным изгнанием плода. Искусственные аборты могут быть разрешены законом, но могут быть криминальными. Только разрешённые законом аборты следует относить к медицинским (угроза для жизни женщины при продлении беременности; нежизнеспособность плода или наличие несовместимых с жизнью аномалий). В законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан чётко регламентировано искусственное прерывание беременности (при сроке до 12 недель - по желанию женщины, от 13 до 22 недель - только по медицинским показаниям с согласия женщины).

Самопроизвольные аборты не связаны с посторонним вмешательством и происходят по причине заболеваний матери или плода: острые и хронические инфекции (краснуха, грипп, туберкулёз и др.), заболевания почек, тяжёлые заболевания сердца, алкоголизм, наркомания, несовместимость по группам крови (например, по резус-фактору), аномалии развития и др. Если причина не устранена, то выкидыши повторяются; в таком случае говорят о привычном выкидыше. Лечение самопроизвольных абортов в первую очередь направлено на выявление и лечение причин, приведших к выкидышу. Начальные симптомы - тянущие боли в пояснице и животе, кровотечение. При этом необходима госпитализация женщины для активного лечения в медицинском учреждении.

Реклама

Искусственный аборт может осуществляться путём вакуум-аспирации (отсасывания содержимого матки с помощью вакуум-насоса), дилатации и кюретажа (расширения шейки матки и выскабливания её слизистой оболочки). К концу 1990-х годов достигнут существенный прогресс в разработке новых методов прерывания беременности. Так, при задержке менструации до 20 дней в акушерскую практику внедрена ранняя вакуум-аспирация (так называемый мини-аборт). В более поздние сроки (до 6 недель) используют методы фармакологического аборта: применяют синтетические аналоги простагландина Е2 и антипрогестина RU-486.

Во 2-м триместре (4-6-й месяцы) беременность прерывают, применяя простагландины, которые вводят в матку, влагалище, плодный пузырь (интраамниально), внутрь, внутривенно, внутримышечно; с помощью дилатации и эвакуации (до 16 недель беременности), иногда абдоминальной или вагинальной гистеротомии (рассечения матки), а также комбинируя эти методы. После 12 недель наиболее оптимальным методом искусственного аборта является медикаментозное расширение канала матки, возбуждение её сократительной деятельности.

Осложнения аборта зависят от срока беременности (кровотечение, повреждение шейки и тела матки, обширное внутрисосудистое свёртывание крови, перфорация матки и её инфекция). Поздними осложнениями могут быть хронические воспалительные заболевания половых органов, трубное бесплодие, истмико-цервикальная недостаточность (нарушение функции перешейка и шейки матки), нарушения менструального цикла. Искусственный аборт в 1-м триместре (3 месяца) при условии проведения его в стационаре редко сопровождается осложнениями.

Б. Л. Гуртовой.

Нравственные и социально-юридические аспекты аборта.

Искусственный аборт с древних времён общество осознавало как проблему, имеющую, помимо медицинского, юридическое, социальное, этическое и религиозное содержание. Так, Гиппократ рассматривал искусственное прерывание беременности несовместимым с врачебной профессией. Аристотель считал аборт допустимым в целях регулирования рождаемости. В Древнем Риме периода империи аборт широко практиковался. С возникновением христианства аборт стал отождествляться с убийством человека. В средние века за аборт предусматривалось наказание, вплоть до смертной казни, в том числе для лиц, производивших его. В 19-20 веках отношение общества к аборту усложнилось под воздействием таких факторов, как секуляризация общества, новые научные знания в области медицины, позиции профессиональных врачебных сообществ, меняющееся законодательство, различные гражданские инициативы (феминистское движение, движение в защиту жизни плода).

В России аборты были разрешены в 1920 году. В 1936 году вышло постановление ЦИК и СНК СССР о запрете абортов (в связи с низкой рождаемостью), что привело к распространению криминальных абортов и увеличению материнской смертности. В 1955 году аборт был легализован. Впоследствии аналогичные либеральные законы об аборте были приняты в большинстве западных стран (в Великобритании - в 1967 году, в США - в 1973 году, во Франции - в 1975 году). Это, в свою очередь, потребовало разработки новых методов прерывания беременности, обеспечивающих безопасность, минимальную травматичность и снижение частоты осложнений. Действующими законодательствами большинства стран мира установлена уголовная ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. В 1968 году ВОЗ приняла резолюцию, в которой аборт был отнесён к серьёзной проблеме охраны здоровья женщин.

На рубеже 20 и 21 веков в мире с целью регулирования рождаемости делалось около 45 миллионов абортов в год. В 98% стран мира аборт разрешён в целях спасения жизни женщины, в 62% - в целях сохранения её физического или психического здоровья, в 42% - в случаях беременности в результате изнасилования или инцеста, в 40% - по причине серьёзных дефектов у плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, в 21% - на основании желания женщины.

В основе спора сторонников и противников аборта лежит проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Первые приводят следующую аргументацию. Когда подчёркивают факты возникновения сердцебиения у плода (16-й день после зачатия) или появления биоэлектрических импульсов мозга (40-й день), то этим лишь констатируют наличие у него отдельных признаков жизни. Эти и другие объективные факты, отражающие непрерывный процесс эмбриогенеза, тем не менее, ещё не означают появления человека как такового. С точки зрения противников аборта, эмбрион на любой стадии развития обладает определённой биологической и психологической уникальностью, и все действия по отношению к нему подлежат моральной оценке, которая сводится к тому, что, в конечном счете, аборт - зло.

Официальные документы Римско-католической церкви запрещают аборт даже по медицинским показаниям (энциклика Павла VI «Humanae vitae», 1968 год). Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 подтвердил, что канонические правила приравнивают аборт к убийству. Однако, когда продолжение беременности угрожает жизни матери, то прерывание беременности не приводит к отлучению женщины от евхаристического общения с церковью и рекомендуется в пастырской практике проявлять к ней снисхождение. В протестантских церквах аборт осуждается как средство контроля над рождаемостью, но допускается в исключительных ситуациях (при беременности в результате изнасилования). В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981 год) современные тенденции разрешения аборта осуждаются, но в отдельных случаях и с согласия обоих супругов искусственный аборт допустим при небольшом сроке беременности. Согласно буддизму, аборт есть разновидность убийства, независимо от стадии развития эмбриона.

Лит.: The ethics of abortion: Pro-life vs. prochoice / Ed. by R. М. Baird, S. М. Rosenbaum. Buffalo; N. Y., 1989; Steinbock В. Life before birth: the moral and legal status of embryos and fetuses. N. Y.; Oxf., 1996; Хартия работников здравоохранения / Папский Совет по апостольству для работников здравоохранения. Ватикан; М., 1996; [Гуртовой Б. Л.] Аборт // Руководство по планированию семьи. М., 1997; Аборт. М., 2003.

А. Я. Иванюшкин.