Абстрактный Экспрессионизм

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ, разновидность абстракционизма, сформировавшаяся в живописи и графике США в 1940-х годах. Выделялась манерой письма крупным, свободным мазком. Решающее воздействие на возникновение абстрактного экспрессионизма оказал сюрреализм с его интересом к автоматическому письму, как бы непосредственно возникающему из глубин подсознания. Сложилось два главных варианта абстрактного экспрессионизма: живопись действия (action painting; полотна Дж. Поллока, Де Кунинга, Ф. Клайна, написанные размашисто и спонтанно, порой с превращением самого акта создания картины в своеобразный хеппенинг) и живопись цветовых полей (colour field painting; картины М. Ротко, Б. Ньюмена, Э. Рейнхардта, оперирующие крупными зонами, закрашенные ровным или тонально варьирующимся цветом). Особую область составили произведения подчёркнуто знаковые, или «иероглифические», с более чётким символически-фабульным, иногда аллегорическим началом (произведения А. Готлиба, У. Базиотеса, А. Горки, М. Тоби). Европейскими аналогами абстрактного экспрессионизма явились информель и ташизм.

Лит.: Sandler I. The triumph of american painting, а history of abstract expressionism. N.Y., 1977; Guilbaut S. How New York stole the idea of modern art: abstract expressionism, freedom and cold war. Chi., 1983; Abstract expressionism. А critical record. Camb.; N.Y., 1990.

М. Н. Соколов. В.