Ад

АД (греческий "Αιδης, ??’δης, латинский infernus преисподняя, подземное царство), согласно христианскому вероучению, место пребывания падших ангелов и нераскаявшихся грешников. Противоположное понятие - рай. При переводе еврейской Библии на греческий язык для передачи понятия о шеоле (????  - посмертном местопребывании умерших вдали от Бога - было использовано греческое слово, обозначающее подземное царство бога Аида.

ад в виде пасти дьяволаВ Новом Завете аду соответствуют представления о «тьме внешней» (Мф. 8:12), «муке вечной» (там же 25:46) и «геенне огненной» [соответствует названию долины Хинном, или Енном, близ Иерусалима, где ветхозаветные евреи, впавшие в идолопоклонство, приносили человеческие жертвы (Иер. 7:31), в новозаветные времена - сжигали мусор и отбросы, здесь всегда был смрад и огонь], а также о тартаре (производное от глагола  ταρταρ?ω - низвергать в ад, в русском синодальном переводе - «связав узами адского мрака») (2 Пет. 2:4), где содержатся падшие ангелы. Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что после смерти на кресте, до Воскресения Христос сошёл в ад и вывел оттуда праведников (1 Пет. 3:19-20; ср. Деян. 2:31), знаменуя и предваряя победу над вечной смертью и дьяволом. В позднейших (особенно средневековых) христианских представлениях об аде, в которых сочетаются дохристианские (ветхозаветные и античные языческие), литературно-фольклорные и вероучительные элементы, его образ получает детальную разработку, а картина адских мучений грешников приобретает натуралистические черты. Чувственно-детализированные описания ада в христианской литературе - червь, огонь, тьма кромешная, в Апокалипсисе - озеро, горящее огнём и серой - имеют скорее всего символический характер; эти символы помогают понять духовное состояние грешника, по словам апостола Павла, «скорбь и тесноту всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:9).

Реклама

Христианская идея ада логически связана с представлением о том, что человек несёт ответственность за свои деяния, совершённые в земной жизни, следствием чего является неотвратимость посмертного наказания для нераскаявшихся грешников как сознательных нарушителей Божественного закона.

Согласно христианскому вероучению, после телесного воскресения всех умерших и Страшного суда, совершающегося после конца мира, нераскаявшиеся грешники претерпевают «вторую смерть» (Откр. 21:8). Православное богословие по-разному решало вопрос о вечности (доминирующая традиция) адских мучений или временности их (например, учение Оригена, Климента Александрийского, епископа Григория Нисского, Евагрия Понтийского и других об апокатастасисе, всеобщем воскресении). Не вполне прояснённой в связи с христианским учением об аде остаётся посмертная судьба некрещёных младенцев и праведных нехристиан. В католицизме (начиная с папы святого Григория I Великого) сформировалось учение о чистилище как месте временного пребывания в аду некоторых категорий грешников. В литературе наиболее яркую картину ада создал Данте в поэме «Божественная комедия».

Иконография. Первые изображения ада появились не ранее 6 века (роспись капеллы 17 в Бауите, Сирия). В живописи Западной Европы и Византии они возникли только в 8-9 веках в сценах Страшного суда (миниатюры в многочисленных рукописях Апокалипсиса) и «Сошествия Христа во ад». С 11 века ад присутствует в произведениях на сюжеты притчи о богатом и Лазаре (пещера с языками пламени) и «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (символические изображение ада в виде головы или пасти адского зверя, куда падают грешные монахи, сталкиваемые с лестницы бесами). Православная иконография ада устойчива и почти не изменялась с 12-13 веков, когда её дополнили изображения адских мук (по видам грехов). В «Сошествии во ад» ад представлен как тёмная пещера, со сломанными вратами, на которых стоит Христос; замки и цепи сняты и брошены, ангелы побивают бесов, сатана повержен и связан. В «Страшном суде» в изображение ада обычно включаются огненные река и озеро с грешниками, сатана, бесы и разные виды адских мучений; дополнительный мотив - фигура привязанного к столбу «милостивого блудника», который частично искупил свои грехи милостыней и поэтому находится не в аду, а близ входа.

сошествие в адЗападноевропейская иконография, испытавшая сильное влияние средневековых видений и «Божественной комедии» Данте, значительно более разнообразна, изобилует гротескными фантастическими мотивами и фигурами (скульптура тимпанов порталов готических соборов; фрески и картины Джотто, И. Босха, Я. Брейгеля, Л. Синьорелли и других). Микеланджело в росписях Сикстинской капеллы создал свой иконографический вариант ада (ад как хаос), воздействие которого прослеживается в западноевропейской живописи вплоть до 18 века. Изображение «Врат ада», связанное с сюжетом «Сошествие во ад», получило распространение в искусстве Нового времени (скульптура О. Родена, 1880-1917 годы, и др.). Ад появился также в картинах на тему «Семь смертных грехов» и «Триумф смерти».

Лит.: Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1882; Hughes R. Heaven and Hell in western art. L., 1968; Bernstein А. The formation of Hell. Itaca, 1993; Иванов М. С. Ад // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1; Аверинцев С. С. Ад // Аверинцев С. С. София - Логос: Словарь. К., 2001.

А. И. Кырлежев, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).